«Не могу платить больше». Белгородская прокуратура не смогла увеличить штрафы для фальсификаторов выборов
В Белгородском областном суде прошло заседание по апелляционному представлению прокуратуры на приговор по делу о «вбросах» на выборах депутатов Госдумы. Ведомство попросило увеличить штрафы для фигурантов дела, а осужденные пояснили, что «физически и морально» не смогут заплатить больше.
Заседание по делу о выборах по графику уже должно было начаться, когда в просторном зале Белгородского областного суда только начинали рассматривать предшествующую апелляцию. Судья Игорь Чаплыгин по видеосвязи слушал распространителей наркотиков, которым, по их словам («за убийства меньше дают, а я коноплю растил!»), дали слишком большой срок. Прокурор Олег Сурнин холодно пояснил, что возражает против уменьшения срока осуждённым. В результате судья оставил приговор без изменений.
Спустя пять минут в процессе участвовали те же судья и прокурор. Но в случае с Еленой Рогожиной, Татьяной Мирошниковой и Ириной Щербак (последняя не смогла прийти по состоянию здоровья) ожидался совсем другой сценарий.
О вероятном изменении приговора, во-первых, говорила сама позиция прокуратуры. Сразу после декабрьского заседания гособвинитель Ирина Дубинина заявила, что ведомство не будет обжаловать его, так как думает, что женщины «понесли заслуженное наказание». Оно выразилось в штрафе 50 тысяч рублей для Рогожиной и по 25 – для Щербак и Мирошниковой. Однако уже 27 декабря стало известно об обжаловании приговора прокурором Яковлевского района.
Во-вторых, внимание к процессу со стороны главы Центральной избирательной комиссии РФ Эллы Памфиловой. Она неоднократно приводила в пример Белгородскую область, где на конец января было единственное судебное решение в стране по фактам фальсификации выборов.
В-третьих, на апелляцию прибыла съёмочная группа «Мира Белогорья», не особо жалующая сюжеты на подобную тематику.
Этот телеканал в 2016 году не показал ролик, на котором члены избирательной комиссии под руководством Рогожиной вбрасывали бюллетени в урну для голосования. Впрочем, видео, как председатель комиссии просит «девочек» поторопиться со вбросом («ну ещё может кто-нибудь подойти, япона-мама?!») и без того посмотрели сотни тысяч человек.
Исходя из позиции прокуратуры, ведомство посчитало приговор Яковлевского районного суда «несправедливым и незаконным». Прокурор Сурнин заявил, что суд необоснованно применил статью 64 УК РФ, имея в виду уменьшение наказания в виду смягчающих обстоятельств.
– Смягчающие обстоятельства должны быть связаны с мотивами совершенного преступления и снижать его общественную опасность. В данном случае цели и мотивы осужденных — искусственное повышение явки избирателей. Они хотели улучшить свое положение на службе, руководствовались своими личными меркантильными мотивами. В данном случае цели и мотивы не снижают общественной опасности преступления, – объяснил прокурор.
Сурнин попросил увеличить штрафы для Рогожиной до 250 тысяч рублей, Щербак и Мирошниковой – до 200 тысяч.
В свою очередь адвокат Ольга Горелова назвала требования прокурора «незаконными и необоснованными». По её словам, общественную опасность содеянного её подзащитными снижает то, что они раскаялись в поступке. Поэтому положения статьи 64 УК РФ могут в полной мере применяться к ним.
– Все положительно характеризуются, имеют благодарности от главы района, – заявила Горелова.
На осужденной Рогожиной не было лица. Она молча поднялась с места, смотрела в стол. Адвокату пришлось шёпотом подсказывать ей слова.
– Прошу оставить приговор без изменений. Мне просто физически и материально нет возможности платить больше. Вообще никак.
Мирошникова холодно заявила, что «не согласна с тем, что просит прокурор».
В последнем слове Рогожина вновь раскаялась в поступке. Она начала предложение со слов «Если бы…» (очевидно, желая вернуться в день выборов депутатов Госдумы и исправить поступок), но не закончила его. Мирошникова вслед за ней тоже признала свою вину.
В перерыве прокурор отмахивался от журналистов, разрешая лишь записать название своей должности, состоящее из семи слов.
– Как суд решит, так и будет, – отвечал Сурнин.
Суд решил не менять приговор Яковлевского районного суда, оставив женщинами мизерные штрафы. Адвокат Горелова, осознав победу, сжала левую руку в кулак и еле слышно произнесла «йес», бледная Рогожина чуть не расплакалась. Вместе с Мирошниковой, надевая шубы на бегу, они скрылись из зала суда сразу после заседания.