«Если будете кремировать – отпевать не будем!». Белгородская митрополия и власти обсудили строительство крематория
28 декабря в Белгороде прошло первое в истории Белгородской митрополии совещание с участием представителей духовенства региона и региональных властей. Правительство представлял председатель областной думы Василий Потрясаев. Одним из вопросов, рассмотренных на совещании, стало строительство крематория на Юго-Западном кладбище. Владимир Корнев наблюдал за первой открытой для журналистов дискуссией на эту тему.
В первый раз о строительстве крематория в Белгороде заговорили в 2005 году. Тогда этот вопрос обсуждался на градостроительном совете города. Но губернатор Евгений Савченко в разгар своей предвыборной гонки не дал ход обсуждению, заявив, что «не православное это дело, а земли у нас пока хватает».
Прошло 10 лет и белгородские власти вновь задумались о строительстве крематория. В августе 2015 года главный архитектор города Галина Горожанкина представила Евгению Савченко уже готовый проект размещения объекта на кладбище Ячнево. «Речь идёт о том, чтобы на территории Белгорода было две формы захоронения: одна традиционная, а вторая – в виде строительства крематория и колумбария», – объясняла главе региона она.
Когда жители домов рядом с Ячнево узнали о таком «сюрпризе», они начали протестовать – писать в мэрию, областную администрацию и СМИ свои жалобы. В результате власти не стали лезть на рожон и решили возводить объект на Юго-Западном кладбище, в противоположной части города.
– У нас есть эскизы и варианты архитектурного решения этих объектов: в монументальном исполнении, чем-то попахивающем на сталинское, и более мягком. Сейчас департамент экономического развития прорабатывает вопрос частно-муниципального партнёрства на этом объекте, – рассказывала главный архитектор Белгорода, поясняя, что инвестора уже нашли.
По информации Go31, курировала вопрос строительства крематория замгубернатора Белгородской области Ольга Павлова. Она неоднократно проводила совещания, на которых заявлялось, что крематорий действительно будет построен.
От Белгородской митрополии на совещаниях присутствовал отец Павел Вейнгольд. Поэтому именно он 28 декабря выступил с кратким докладом на проблемную тему. Отец Павел сразу заявил, что постарается воздержаться от «богословских и нравственных» оценок.
Докладчик привёл примеры опросов о необходимости крематория в Белгороде в двух, по его словам, «ангажированных» местных СМИ. Речь шла об ИА «Бел.ру» и «БелПрессе».
Отец Павел зачитал формулировки вопросов на сайтах и варианты ответов. По итогам опроса «Бел.ру», 36 процентов проголосовавших белгородцев выступают «за» крематорий и считают, что его «давно пора построить». Ещё 17 процентов считают, что крематорий в городе будет не востребован, а 11 «не видят ничего плохого» в таком здании.
– Мы видим, что решение продавливается, – констатировал отец Павел.
В отношении опроса на «БелПрессе» он напомнил, что старался воздержаться от нравственных оценок, но здесь это «невозможно». Потому что 24 процентов человек проголосовали за вариант «Да, кремация намного экологичней кладбищенских захоронений».
– Как свиней сжигают, – сравнил вариант ответа митрополит Иоанн.
Столько же респондентов проголосовали за вариант «Да, это самый цивилизованный способ проводить умершего в мир иной». Ещё 17 процентов выступили за то, чтобы разместить крематорий за городом. 14 процентов объяснили необходимость строительства крематория отсутствием земли для кладбищ. А 2 процента проголосовали за оригинальный вариант «Нет, сжигать покойников – это дичь».
– Вопрос касается веры, нашего стояния за истину! – пояснил отец Павел.
Он предложил всем священникам, кто не определился с позицией по вопросу, руководствоваться документом «О христианском погребении усопших», принятым Священным Синодом в мае 2015 года. В нём, в частности, отмечается, что «мы не можем признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан».
После доклада отца Павла взял слово митрополит Иоанн.
– Для того, чтобы произвести тонну свинины, нужно утилизировать около трёх с половиной тонн отходов. Чтобы произвести тонну птицы, нужно полторы тонны птицы утилизировать. Для этой утилизации мы находим место, всё это в землю уходит. А относиться к человеческому телу как к отходам – (плохая идея).
Владыка спрогнозировал, что при строительстве крематория цены на землю на кладбище резко возрастут и «всех экономически принудят пойти в крематорий».
– Это коммерческий проект. Совершенно понятно, что он не должен быть в общественном пространстве. Если бы нужно было это всё сделать, то уже давно бы построили всё спокойно, без опросов.
По мнению митрополита, крематорий можно сделать при морге, из соображений санитарии – «бывают такие случаи». «Но поднимать этот вопрос на общественный щит и сталкивать людей, это по меньшей мере (недопустимо)», – заявил Иоанн.
– Я представляю, если мы сейчас с мусульманами объединимся, которые тоже против этого, с другими религиями… И что это будет, противостояние? Позиция наша должна быть очень четкой. Мы знаем, как делаются все эти опросы. Это формирующая социология, когда людям говорят, что, вот, перед вами результаты опросов – и таким образом формируют у них мнение. А у нас мнение должно исходит от того, как священноначалие определило в своём постановлении Священного Синода.
По словам митрополита, ответ на любые вопросы у белгородских священников должен быть один: «Если будете кремировать – отпевать не будем!».
Ощутив градус дискуссии, слова попросил председатель Белгородской областной думы Василий Потрясаев. Он пояснил, что «отмолчаться» по такому важному вопросу не должен.
– Нельзя не признать, что опросы, которые зачитал отец Павел, безграмотны. Такие варианты в опросах не ставятся, не подсказываются ответы, – отметил Потрясаев.
Он добавил, что «если у нас где-то есть неправильный подход в органе власти, то это совсем не значит, что мы должны устраивать противостояние в СМИ».
– Считаю, что достаточно сегодняшнего обращения от собрания в адрес власти. И я думаю, что этот вопрос однозначно будет решен так, как его и надо решить. И приложить к нему решение Собора.
В митрополии раздались аплодисменты.
– Спаси Господи! Браво! Посвежело прямо сразу, – отозвался митрополит Иоанн и пригласил всех на обед.