Выборы за 50. Как в Белгородской области прошёл суд над фальсификаторами голосования депутатов Госдумы
18 сентября 2016 года, на выборах депутатов Госдумы в Томаровке Яковлевского района Белгородской области, произошёл скандал. Наблюдатель снял на видео, собравшее сотни тысяч просмотров, как члены избиркома во главе с председателем вбрасывают бюллетени. Спустя три месяца в городе Строитель прошло первое заседание по этому делу о фальсификациях. Корреспондент Go31 Владимир Корнев побывал на суде, закончившемся в первый же день.
Досмотра, подобного увиденному в Яковлевском районном суде, встречать на моей практике ещё не приходилось. Двух журналистов, пришедших на беспрецедентное для Белгородской области дело о фальсификации выборов, изучали у рамок несколько минут, затем исследовали вещи, попросили понюхать пробку от бутылки с водой, а позже переписали данные пресс-карт.
В просторном зале судебных заседаний ожидали трое обвиняемых – пенсионерка Елена Рогожина, секретарь-референт ООО «Белгранкорм-Томаровка» Ирина Щербак и начальник хозяйственного отдела томаровского дома культуры Татьяна Мирошникова. Это их 18 сентября 2016 года, в день голосования депутатов Госдумы, запечатлела камера мобильного телефона наблюдателя от «Справедливой России», когда члены избирательной комиссии под руководством Рогожиной вбрасывали бюллетени в урну для голосования. Видео, как председатель комиссии просит «девочек» поторопиться со вбросом («ну ещё может кто-нибудь подойти, япона-мама?!») посмотрели сотни тысяч человек.
Татьяна Мирошникова, Елена Рогожина и Ирина Щербак в суде (слева направо)
21 декабря на заседании, которое вёл председатель Яковлевского районного суда Евгений Ефанов (хотя ранее значилась фамилия другого судьи), Елена Рогожина вела себя намного более скромно. С самого начала суда она смотрела в стол – иногда казалось, что пенсионерка вот-вот расплачется. Щербак и Мирошникова не показывали эмоций. Приехавшая поддержать товарищей по несчастью глава Томаровки Людмила Сабаева с любопытством следила за судебным процессом.
Гособвинитель Ирина Дубинина пояснила обстоятельства преступления, совершённого Рогожиной, Щербак и Мирошниковой. На участке в здании ООО «Белгранкорм-Томаровка» они «из личной заинтересованности, с целью создания видимости высокой явки избирателей» вбросили 28 бюллетеней за депутатов по Белгородскому одномандатному округу и 23 бюллетеня – за кандидатов по федеральному списку партий. Дубинина пояснила, что действовали женщины умышленно, так как неоднократно принимали участие в выборах и знали в деталях процесс голосования.
При этом, согласно слов гособвинителя, члены избиркома вбрасывали бюллетени «во избежание отрицательной оценки своих действий» – но кто мог быть недовольным женщинами, не уточнила. Также неизвестным осталось, за какую партию и кандидата так старались обвиняемые, потому что следствие этого «не установило».
После выступления гособвинителя Рогожина, Щербак и Мирошникова поочерёдно полностью признали свою вину, а затем попросили суд рассмотреть дело «в особом порядке». Гособвинитель была не против и судья удовлетворил ходатайство защиты.
Это означало, что дело будет рассматриваться по упрощённой процедуре – без рассмотрения доказательств и вызова свидетелей. То есть в этот момент стало очевидно, что причины поступка членов избирательной комиссии, а также то, за кого они «вбрасывали», так и останется тайной.
В качестве отягчащего обстоятельства по делу гособвинитель Ирина Дубинина назвала совершение преступления группой лиц. Защитник Ольга Горелова зачитала характеристику на Елену Рогожину – она «активно участвовала» в сельскохозяйственной переписи населения, «осуществляла организацию и проведение» выборов депутатов Госдумы, президента и депутатов облдумы, имеет нагрудный знак федерального комитета по статистике, медали и благодарности.
– Пользуется заслуженным авторитетом среди населения, на хорошем счету у администрации района, – заметила адвокат.
Подобные характеристики Горелова привела и по отношению к двум другим обвиняемым.
Послушав про то, какие прекрасные матери, дочки, жёны, бабушки и работницы сидят на скамье подсудимых, прокурор Дубинина попросила оштрафовать председателя комиссии Рогожину на 250 тысяч рублей, а Щербак и Мирошникову – на 200 тысяч каждую. Услышав это, в последнем слове обвиняемые одна за одной попросили суд «строго не наказывать» их.
– Вину признаю, раскаиваюсь в содеянном, – сказала бледная Рогожина.
– Вину признаю, раскаиваюсь в содеянном, – повторила Щербак.
– Вину признаю… – заявила Мирошникова.
– Раскаиваюсь в содеянном! – дёрнула её за рукав Рогожина.
– И раскаиваюсь в содеянном, – вспомнила Мирошникова.
Перед вынесением решения глава Томаровки Сабаева о чём-то оживлённо общалась с прокурором Дубининой. Члены избирательной комиссии с журналистами разговаривать отказались. Адвокат просила прессу дождаться вердикта.
В итоге суд назначил наказание ниже нижнего предела, определив штраф для Рогожиной в размере 50 тысяч рублей, Щербак – 30 тысяч, Мирошниковой – 25 тысяч.
Гособвинитель тут же пояснила, что довольна решением суда и «не думает, что будут обжаловать». Единодушна с ней была и адвокат Горелова, заявившая, что её сторона «более чем удовлетворена приговором», который она назвала «более чем мягким». Избранные до 2018 года членами избирательной комиссии Рогожина, Щербак и Мирошнико общаться с журналистами отказались.