Сколько стоит белгородский аэропорт и зачем его банкротят
Правительству Белгородской области в очередной раз не удалось продать 46,65 % уставного капитала АО «Воздушные ворота Белогорья» (управляющая компания аэропорта Белгорода). Как предыдущий, аукцион не состоялся из-за отсутствия покупателей. В обоих случаях стартовая цена пакета обыкновенных акций составляла 649,9 млн рублей. Много это или мало? И почему покупателей нет?
Оценка аэропортового бизнеса при сделках купли-продажи аэропортов, как правило, производится исходя из пассажиропотока. Все покупаемые в последние годы аэропорты в России оцениваются примерно в 2800 рублей за каждого пассажира при невысоком уровне долга. О долгах скажем отдельно, а что касается пассажиропотока, то, по данным Росавиации, в 2014 году через международный аэропорт Белгород прошло 396 780 пассажиров, в 2015 году их было перевезено 416 817 человек, а в первом полугодии 2016 года количество пассажиров снизилось год к году на 20,2% и составило 145 799 человек. Это около 0,21% от общего числа пассажирских перевозок России. Исходя их этих цифр, весь белгородский аэропорт можно оценить в 0,8-1,2 млрд рублей. Соответственно доля области по максимуму может стоить в пределах от 400 до 550 млн рублей, что гораздо ниже стартовых 650 млн рублей. И ведь речь идет даже не о контрольном пакете, миноритарный пакет обычно оценивают дешевле.
Да и, кстати сказать, когда в январе 2015 года контрольный пакет акций (51%) был собран компаниями, аффилированными с ГК «Агро-Белогорье» Владимира Зотова, недостающий пакет в 23% был выкуплен ими на аукционе всего за 128 млн рублей, т.е. практически по номиналу. Почему же теперь область запрашивает в два с лишним раза дороже?
И это опять же без учета долгов компании, а они есть, и немалые. И это еще мягко сказано. 5 октября Арбитражный суд Белгородской области признал АО «Воздушные ворота Белогорья» банкротом и ввел процедуру конкурсного производства. Общая сумма претензий к компании составляет 2,032 млрд рублей. По итогам 2015 года компания отчиталась о чистом убытке в размере 56,355 млн рублей. Еще 343,097 млн рублей убытка получила по итогам прошлого года на 100% принадлежащее «Воздушным воротам Белогорья» хронически убыточное АО «Белгородавиа». «Белгородавиа», кстати, по последнему отчету имеет отрицательную величину капитала, и долгосрочных долгов на 677,789 млн рублей при годовой выручке, не превышающей 300 млн рублей и, видимо, тоже вскоре будет признана банкротом.
Выставляя на продажу втридорога пакет акций оператора аэропорта, администрация области скорее всего и не рассчитывала ничего продать. Это больше напоминает формальное соблюдение положенной процедуры, а стоимость пакета акций обанкроченного предприятия из имущества предприятия придется в итоге просто списать.
Фото Ирины Сафоновой
Заместитель губернатора Белгородской области Олег Абрамов заявлял, что специальная межведомственная комиссия рассмотрела ситуацию с банкротством «Воздушных ворот Белогорья» и не обнаружила признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Не будем спорить с выводами комиссии, однако некоторые вопросы все же остаются.
Все началось с того, что с иском о банкротстве юрлиц аэропорта (АО «Белгородавиа» и АО «Воздушные ворота Белогорья») в мае 2016 года в суд обратилось ООО "Белгороддорстрой", ранее выступавшее подрядчиком работ по благоустройству территории рядом с аэровокзалом. Причиной подачи заявления стала совокупная задолженность на 2,2 млн рублей по договору подряда от августа 2015 года. 2,2 млн рублей - сумма в балансе операторов аэропорта небольшая. А уж в масштабах всего холдинга и вовсе смешная – в 2015 году ГК «Агро-Белогорье» получило чистой прибыли 8,25 млрд рублей, причем только доходы от участия в других организациях составили 6,44 млрд. Можно было не только покрыть долг в 2,2 млн, но и выкупить долю области на аукционе. Однако зачем платить больше, если можно сэкономить.
«Белым рыцарем» по отношению к «Воздушным воротам Белогорья» выступила компания «Каскад», по данным системы СПАРК владеющая 27,67% акций оператора. Она заявила в реестр кредиторов сумму требований 1,998 млрд рублей. Видимо, эта сумма долга была выкуплена у «Сбербанка» - такой вывод мы делаем на основании того, что в годовом отчете оператора аэропорта значился сопоставимый по величине долгосрочный кредит «Сбербанка», выданный когда-то на реконструкцию аэропорта, причем именно обслуживанием этого долга компания объясняла свою убыточную деятельность (в «Пояснениях к балансу»). Но в реестре кредиторов «Сбербанка» нет, а есть «Каскад». Благодаря такой большой сумме претензий «Каскад» практически взял под контроль процесс банкротства, сформировав комитет кредиторов из своих представителей.
Фото Ирины Сафоновой
Любопытно, что другой акционер «Воздушных ворот Белогорья», связанный с руководством ГК «Агро-Белогорье», ООО «Техконсультант» (за ним по данным СПАРК числилось еще 20,33% акций компании), был ликвидирован 12 мая 2016 года. А чуть ранее, 23 апреля 2016 года было зарегистрировано ООО «Международный аэропорт Белгород», 99% капитала которого принадлежит ООО «Белогорье», которое в свою очередь на 100% принадлежит Владимиру Федоровичу Зотову. А еще 1% - все тому же ООО «Каскад». Причем генеральным директором ООО «Международный аэропорт Белгород» является нынешний руководитель «Воздушных ворот Белогорья» Владимир Тикунов, он же гендиректор АО «Белгородавиа». А руководителем ООО «Белогорье» является Ковалева Лариса Владимировна, она же – гендиректор и формальный владелец ООО «Каскад» и бывший владелец ООО «Техконсультант». Как мы видим, круг участников довольно ограничен.
В результате всех этих мероприятий, как мы полагаем, АО «Воздушные ворота Белогорья» (а вслед за ним и АО «Белгородавиа») будет обанкрочено, имущество отойдет главному кредитору – ООО «Каскад». Там есть имущество, доход от сдачи в аренду, которого в прошлом году принес 472,955 млн рублей, а стоимость чистых активов (т.е. за вычетом долгов) составила 2,25 млрд рублей. Впоследствии, вероятно, «Каскад» сольется с ООО «Международный аэропорт Белгород» или с ООО «Белогорье», а остальные обязательства «Воздушных ворот Белогорья», акционерные и кредиторские, будут благополучно обнулены.
При этом ни пассажирам, ни авиакомпаниям, использующим белгородский аэропорт, беспокоится не о чем – на его работе все эти перипетии не должны сказаться. Это всего лишь процесс переформатирования структуры владения бизнесом и концентрация собственности на объект в известных руках. Бюджет области, скорее всего, за свои акции ничего не получит. Но, как было сказано, претензий к банкротству у руководства области нет.