Невидимые. Как работают коммунальщики в Белгороде после снегопада
Традиция ругать коммунальщиков в Белгороде зародилась давно. Первый снегопад – и «город не почищен», «проехать невозможно», а «лентяи» как всегда «ничего не делают». Тем временем водители снегоуборочной техники трудятся по 12 часов в день, маневрируют между всякого рода гонщиками и, мягко говоря, не за самые большие деньги делают свою работу. Корреспондент Go31 два дня провёл рядом в кабине снегоуборщика и увидел то, что не видно с улицы.
Так получилось, что у моего водителя Юрия маршрут №1 – не по значимости, а просто так вышло. Он знает каждого лежачего полицейского и заезд на остановки по маршруту Корочанская – Студенческая – Богдана Хмельницкого. Говорит, что в зависимости от погоды проходит этот путь от одного до пяти раз.
– Не первый год работаем, понимаем всё. В основном сами решаем, сколько раз пройти участок, – говорит он.
Впервые за семилетнюю практику Юрия в 2016 году колонны коммунальщиков возглавили машины ДПС – правда, происходит это не постоянно. В момент проезда колонной у водителей снегоуборщиков остальные участники движения превращаются в «понимающих» и «не очень понимающих». Первые послушно следуют за караваном, вторые – вклиниваются и мешают уборке.
Ещё одна беда – припаркованные в правом ряду машину. И хотя мы с Юрием и уехали расчищать объездную Белгорода, даже здесь они встречаются.
Спрашиваю, стало ли лучше с этим в городе – мэрия ведь постоянно просит не парковать машины на обочинах в снегопад.
– Намного больше машин стало, – признаётся водитель. – Раньше было меньше.
Но он не привык жаловаться: с 8 утра до 8 вечера, по графику и без, чистит Белгород от снега. Юрий не сидит в соцсетях, даже не зарегистрирован «ВКонтакте» – коллеги рассказывают, что горожане в сети вновь жалуются на неубранный город.
– Да вроде в этом году наоборот больше положительных отзывов, – говорю я ему. – Вы с чем это связываете?
– Не знаю, как убирали, так и убираем. Может, организованнее стало как-то.
Что подразумевает под словом «организованнее», Юрий объяснить не смог.
Вдруг у его напарника, который едет перед нами, забивается пескоразбрасыватель – такая воронка, которая раскидывает за снегоуборщиком смесь по дороге, чтобы было нескользко. Водитель Леонид Николаевич подходит к воронке, несколько раз бьёт по ней палкой, потом ногой. Садится в машину, включает. Юрий показывает палец вверх. Поехали.
– Конечно, новая техника нужна, – говорит он. – Никто не откажется.
На следующий день в Белгороде вновь идёт снег. Отправляемся в колонне расчищать самый центр города – пять снегоуборщиков занимают всю полосу и даже немного выходят за сплошную. На узких улицах удаётся убрать только половину полосы – вторая занята припаркованными машинами. Это из-под них снег потом разлетится по дороге вновь, поэтому работа коммунальщиков часто остаётся не просто неблагодарным, но и невидимым трудом.
По словам Юрия, чтобы хорошо убрать город от снега (при условии, что новых осадков не будет), нужны сутки. Наблюдая за уборкой из кабины водителя, понимаешь, почему так долго – мы возглавляем колонну и постоянно наблюдаем в стёкла, едут ли напарники сзади. Почти после каждого светофора и поворота кто-то отпадает – приходится ждать. Если добавить к этому помехи со стороны других водителей, так и получаются пресловутые 24 часа.
А иногда драгоценное время уходит вообще не на работу – на снежных подъёмах фуры не справляются, буксуют и на подмогу приходят коммунальщики. Впрочем, бывает и обратная ситуация – мощные снегоуборщики не всегда оказываются сильнее непогоды.
Проездив два дня в оранжевых КамАЗах, я делаю вывод, что работа на машине по расчистке снега – явно не самая весёлая в мире. Много часов в день сидишь за рулём и на небольшой скорости сгребаешь кашу из-под колёс ближе к обочине. Потом снова. И снова. И ещё раз.
– Есть какая-то романтика в вашей профессии? – делаю попытку я.
– Романтика… – смеётся, но задумывается Юрий. – Может и есть какая-то.
Сходимся на том, что он и его коллеги в самые сложные моменты делают город лучше – может это и не так романтично, но точно сверхважно.