Кремниевая Долина не сразу строилась. Инвестиционный эксперт о том, как привлечь компании в ИТ-парк
Безусловно, когда власть и бизнес сотрудничают, хай-тек в регионах развивается быстрее. Самый яркий пример – Кремниевая Долина в Калифорнии. Местные власти сумели создать здесь благоприятный климат молодых предпринимателей, создающих небольшие компании, из которых потом вырастают большие. Как?
Во-первых, местное трудовое законодательство адаптировано именно под цели таких компаний. В Кремниевой Долине легко создать новую компанию и легко её закрыть в случае неудачи. Европейские законодатели не готовы пойти на аналогичные упрощения, поэтому закрыть компанию в Европе сложнее, причём увольнение сотрудников обходится дорого. Казалось бы, в Европе созданы лучшие условия для сотрудников – но это преимущество кажущееся. Дело в том, что молодой сотрудник быстро растущего стартапа заинтересован не в трудовом стаже и пенсии, он предпочтёт опцион, который сможет потом реализовать, когда компания выйдет на биржу и её акции будут продаваться по высокой цене. А сейчас в сети можно найти сетования европейских предпринимателей, которые хотели бы открывать новые компании, но хотят идти на риск, поскольку в случае неудачи им придётся долго расплачиваться с работниками. В результате новых рабочих мест не создаётся. В Кремниевой Долине законы как будто бы слабо защищают работников, но тех, кто приезжает туда работать, это вполне устраивает. Политика выделения работникам опционов тоже на практике показала себя инструментом развития хай-тека.
Во-вторых, власти заинтересованы в экономическом росте и ищут способы его стимулирования. Современный хайтек выпускает новые версии продуктов раз в квартал. Он ожидает от властей аналогичной скорости в выдаче разрешений (или хотя бы в быстром отказе). Поэтому в Кремниевой Долине процедуры лицензирования и выдачи разрешений чрезвычайно упрощены и ускорены. Даже срок утверждения лицензий на строительство небольших зданий сокращен до одного дня. Сравним это с ситуацией, когда правительство предлагает депутатам снизить налоговую ставку, депутаты начинают размышлять, замгубернатора посылает сигнал, что документ надо доработать с целью исключить злоупотребления и так далее. Местная специфика вынуждает наши власти долго запрягать – поверят ли разработчики, что езда окажется быстрой?
Понятно, что правительству хотелось бы привлечь компании в ИТ-парк, и понятно, что для этого нужны ресурсы. Где их взять? Разумеется, хочется так взять ресурсы, чтобы их не стало меньше, иными словами – задействовать творческий гений правительства и областной Думы, который создаст ресурсы из ничего. Например, придумает, как снизить налоги на ИТ-компании, но так, чтобы этим никто не смог злоупотребить. Но если проблема привлечения программистов в ИТ-парк решается так легко, то почему инициативу давно не проявили другие регионы? И если снижение налога вообще решает проблему, то зачем бояться регистраций компаний из Татарстана и Чувашии? Ведь через несколько месяцев инициативу скопируют правительства других регионов, и пришельцы мигрируют туда, где условия будут ещё лучше.
Кого может привлечь налоговая льгота? В первую очередь - компании с высоким оборотом. Такая льгота в теории может привлечь в область компании уровня Apple, Google и Microsoft. (И это, безусловно, было бы благом для развития ИТ-парка!) Собственно, Microsoft работала в Калифорнии, но до 1993 года зарегистрирована была в штате Делавэр, ради налоговых льгот. Но молодым ИТ-компаниям, которые ещё ничего не продают, налоговые льготы относительно безразличны.
Сейчас воспользоваться льготами смогут 132 компании. Предположим, что снижение ставки даст ожидаемый эффект, и число таких фирм вырастет, скажем, на 15%. В общей сложности (с учётом тех, кого льготы не коснутся) число IT компаний в регионе вырастет приблизительно до 220-230, а число рабочих мест – до нескольких сотен. Позволят ли эти меры белгородским IT-компаниям показать планируемые 10 миллиардов выручки от IT- в 2025 году? Вполне вероятно. Ведь это будет означать среднюю выручку IT-компании в 45 миллионов рублей в год, что соответствует обороту небольшого онлайн-магазина, и это всё ещё позволяет работать “по упрощёнке” – порог там составляет 60 миллионов рублей. Безусловно, такая цель вполне достижима. Главное, чтобы сотрудничество между властью и ИТ-бизнесом началось.
Кремниевая Долина тоже не сразу строилась – со второй половины XIX века, когда туда направились золотоискатели, до наших дней прошло полтора столетия.