Как чувствует себя Белгородская область на излёте экономического кризиса
Судя по всему, очередной экономический кризис в России подходит к завершению. По крайней мере, об этом свидетельствуют публикуемые официальным статистическим ведомством макроэкономические данные и свежие прогнозы властей. Если по итогам 2015 года спад ВВП составил 3,6% г/г, то по итогам текущего года ЦБ РФ опубликованному в сентябрьском выпуске доклада о монетарной политике прогнозирует темп сокращения ВВП на уровне 0,5-0,7%.
В 2017 году ожидается выход из рецессии: экономика, по прогнозам традиционно консервативного в этом отношении Центробанка России, вырастет на 0,5-1% г/г. Обращу внимание, что этот прогноз уже учитывает в себе достаточно жёсткие внешние условия – санкции и нефть по $40 за баррель. Помимо динамики экономического роста внимания заслуживает резкое замедление инфляции: после инфляционного шока из-за девальвации она по прогнозам замедлится с 12,9% по итогам 2015 года до 4% к концу 2017 года.
Для простых граждан вышеозначенные прогнозы сулят возобновление роста реальных зарплат и стабильно низкий уровень безработицы. В частности, Минэкономразвития на 2017 год в базовом прогнозе заложило такие параметры, как рост «реальных» зарплат на 1,2% (средняя номинальная зарплата в среднем по РФ составляет на текущий момент 36,1 тыс руб., а так называемая медианная по моим подсчетам на 27% ниже средней) после многолетнего падения, заметный рост потребления связанный с ростом доходов и со снижением ставок по кредитам в т.ч. ипотечным и безработицу в 5,7%.
Как видно, прогнозы достаточно позитивные. Однако, очевидно, далеко не всем регионам будет суждено поучаствовать в этом «празднике жизни» из-за зачастую некачественного управления или особенностей структуры местной экономики. Входит ли Белгородская область в число аутсайдеров или же покажет рост ключевых макропоказателей на уровне средних по РФ и выше?
Здесь остается только порадоваться за белгородцев. Так, прирост индекса промышленного производства в январе-сентябре 2016 года по сравнению с январем-сентябрем 2015 года составил 4,1% г/г. Для сравнения: в целом по РФ показатель прибавил всего 0,3%. В январе-августе 2016 года прибыль показали 71,5% организаций области, против 70,5% в целом по РФ. Не удивительно, что на этом фоне безработица в регионе составила всего 3,9%, против 5,2% в целом по РФ. Средняя реальная зарплата снизилась на 0,1% г/г. Но в целом же по РФ за аналогичный реальная зарплата снизилась на 0,3% г/г.
На мой взгляд, в определенной степени неплохие результаты связаны с достаточно хорошим качеством госуправления. К примеру, в ежегодном рейтинге Минфина область относится к субъектам Российской Федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами. Тем не менее, нельзя не отметить и другие факторы. Во-первых, региону легче расти по основным макропоказателям из-за эффекта «низкой базы» – в том числе с точки зрения номинальных доходов населения, на треть отстающих от среднероссийских.
Наконец, обращу внимание на структуру экономики региона. В структуре ВРП Белгородской области на с/х приходится более 20%, против аналогичного показателя в целом по всем регионам в 4,8%. Между тем, благодаря ослаблению рубля, господдержке и уходу конкурентов с рынка из-за прод. эмбарго по итогам 2015 года промышленное производство в с/х выросло на 3% г/г т.к. уход с рынка импортной продукции из-за ослабления рубля и эмбарго позволил местным производителям поднять цены и нарастить объемы производства.
Для сравнения: целом по всем отраслям РФ спад производства составил 2,7% г/г. Очевидно, что бенефициарами данного процесса стали регионы РФ, в которых широко представлен с/х сектор.