«Я шага не сделаю, если мне не заплатят». Выступление гендиректора ТРК «Сити Молл «Белгородский» Леонида Померанцева
21 октября в Белгороде прошёл первый местный бизнес-форум. Его участниками стали более 200 предпринимателей, для которых выступали 12 спикеров. Одним из них стал гендиректор ТРК «Сити Молл Белгородский» Леонид Померанцев. В размеренной манере он рассказал, за что ненавидит ТРК «Мега Гринн», когда в «Сити Молле» появится нормальная сотовая связь и почему считает Белгород «тупиковым городом».
«В следующий раз вы пойдете в ненавистный нами "Мега Гринн"»
В биографии Леонида Померанцева есть интересный факт – в 90-х годах он был участником миротворческой миссии ООН, а до этого работал в бывших португальских колониях юга Африки. Но на первом «Белгородском бизнес-форуме» Померанцев рассказывал не об этом. С 2003 года он занимается созданием, управлением и развитием торговых и офисных центров в Москве и провинции. 21 июня 2010 года он открыл ТРК «Сити-Молл Белгородский», о котором и рассказал участникам бизнес-форума.
– К нам приходит 650 тысяч человек в месяц, это больше, чем на Эйфелеву башню. Если брать с них на входе по рублю, будет неплохая добавка к арендному сбору, – заметил гендиректор «Сити Молла». – К нам приходят активные члены общества, способные платить.
Померанцев отметил, что в торговых центрах нельзя экономить на управлении, чистоте, охране, «инженерных усовершенствованиях» – иначе это приведёт к оттоку посетителей.
– Если вы придете к нам и вам будет не комфортно, то в следующий раз вы пойдете в ненавистный нами «Мега Гринн», – заявил предприниматель.
Заметив оживлённую реакцию в зале, Померанцев пояснил свою позицию.
– Я никогда не скрывал своей позиции: считаю, что «Мега Гринн» просто сгубил «Рио», который не был виноват и открылся даже раньше нас.
«Нам некого привлекать»
По словам гендиректора «Сити Молла», в торговом центре важно «физическое присутствие». Поэтому он приветствует намерения правительства России ограничить потоки дорогой техники из-за границы. «Если «М-Видео» платит налог за нахождение в торговом центре, то тот, кто торгует через интернет, даже налогов не платит. Это неравные условия игры, этому придет рано или поздно (скорее всего рано) конец», – объяснил Померанцев.
В сессии вопросов и ответов у спикера в первую очередь спросили, почему у «ненавистного» «Гринна» есть маркетинг в оффлайне и онлайне, а «Молл» никак не рекламирует себя. Померанцев ответил, что в пределах Белгородской агломерации живут 620 тысяч человек и «если к нам пойдёт больше людей, то мы захлебнёмся».
– Нам некого привлекать – все знают, что такое «Сити Молл», – заявил предприниматель.
Следующий вопрос был о сотовой связи и Wi-Fi в ТРК, с которыми есть ощутимые проблемы. Померанцев объяснил, что в торговом центре всё взаимосвязано и он «шага не сделает, если мне за это не заплатят».
– Мариночка должна заплатить мне, чтобы у неё был Wi-Fi, – указал спикер на Марину Лазареву, управляющую сети ресторанов «Фамильный дом вкуса», в который входит ресторан La Terrazza, работающий в «Сити Молле». Однако, по словам Померанцева, арендаторы в подавляющем большинстве случаев не просят Wi-Fi.
По поводу сотовой связи он признал, что есть проблемы возле входа в «Карусель», однако «здесь тоже многое зависит от «Карусели» – они не очень любят, когда у них говорят по телефону».
«Денег хватает только расплачиваться с кредитами»
Один из спикеров бизнес-форума Максим Страхов задал вопрос следующим.
– Я хорошо помню праздники на дни рождения «Сити Молла»: в первый раз я выиграл телефон, во второй – телевизор. Почему больше не проводите праздников? – спросил Страхов, рассмешив публику.
– Я приглашу вас на праздник детского рисунка, – нашёлся Померанцев, более серьёзно добавив, что кризис ударил и по «Сити Моллу». – Денег хватает только расплачиваться с кредитами. Накладно платить сомнительным артистам.
Ответить на следующий вопрос гендиректору торгово-развлекательного комплекса было не так просто – он признался, что не знал о проблемах взять в аренду «островок» или бутик в своём центре.
– Действительно сложно? – поинтересовался у аудитории ведущий форума.
В ответ зал загудел – мол, да, проблемы есть.
– Не знаю, почему вы столкнулись с такой проблемой. Я проведу расследование, – пообещал Померанцев.
Он предположил, что бизнесы участников форума просто могли не подойти «Сити Моллу» и объяснил критерии отбора.
– Бизнес букетов из овощей не проканает, люди не будут покупать. Я возражаю против того, чтобы бизнесы пересекались: если стоит уже белорусская косметика, то второй не будет. Если речь о духах, то я рассылаю профильным арендаторам согласование, пишу: «Вы не возражаете, если ещё один бренд будет торговать?».
На вопрос о том, как в «Сити Молле» разводят потоки клиентов, спикер ответил, что для этого у него есть «специальные навыки» и администрация ТРК делает это с помощью арендаторов, «которые даже не подозревают об этом».
«Не очень здраво закопать 20 миллионов долларов на 20 лет»
– Единственное – я пока не могу затянуть людей на третий этаж, где у меня сначала был пластиковый каток. И тренер местной детской хоккейной команды был очень счастлив, когда его маленькие хоккеисты там тренировались. Но они не были счастливы, потому что требуется extra effort. И каток мы закрыли, а сейчас там остался мебельный арендатор, который страдает от недостатка покупателей. Но мы посадили туда Love store, может это поднимет…
– «Поднимет» сто пудов, – отозвался ведущий.
Померанцева спросили, как он собирается (и собирается ли) развивать торгово-развлекательный комплекс. Он ответил, что будет «оттачивать то, что уже есть».
– Я думал построить аквапарк. Но это песня с отбивкой в 20 лет. А на 20 лет закопать 20 миллионов долларов не очень здраво звучит.
Спикер объяснил, что пока город «тупиковый», то развиваться некуда. На удивление зрителей о том, почему это Белгород «тупиковый», Померанцев объяснил, что «раньше было намного больше машин с иностранными номерами».
«Торговые центры сегодня как клубы после революции»
Отвечая на следующий вопрос о лояльности арендаторов, предприниматель объяснил, что измеряет её маленькой текучкой.
– Хорошо, если она составляет 5-6% от торговых площадей. Плохо, если это 20%. Но даже если я захочу кого-то выселить, то мне это сложно сделать. Они упираются, не хотят уходить. Ставки-то не зверские, я не буду последнюю рубаху сдирать.
К концу выступления одна из задававших вопрос напомнила спикеру, что тема его выступления заявлена как «Счастье бытия» и попросила поделиться соображениями на эту тему.
– Когда открываешь большой торговый центр, он оказывает большое влияние на окружающую местность, районы, – философствовал Померанцев. – Буквально преображает их. И вокруг «Сити Молла» произошло много преобразований: устроено много жилья, инфраструктура, проводится свет. Торговые центры сегодня как клубы после революции – единственное место, куда люди могут прийти, пообщаться и ничего не платить за это. И альтернативы торговым центрам в этом смысле до сих пор не придумано.
По словам Померанцева, «счастье – это хорошо жить».
– Люди, которые ходят в «Сити Молл», получают частичку этого счастья, – объяснил спикер, улыбнулся и заявил, что «об этом можно говорить долго».