«Земля хорошая — всё всходит». Томаровские садоводы об успешном бизнесе
Два года назад Россия объявила продовольственное эмбарго на товары из ряда западных стран и бросила всероссийский клич на замещение импорта, в том числе сельскохозяйственного. Под запрет ввоза попали некоторые растения и яблоки, которые Россия покупала у соседей. Белгородские предприниматели вызов приняли и вложились в долгосрочные агропроекты.
О выгодных сторонах программы импортозамещения и как построить успешный бизнес на селе корреспонденту сайта Go31 рассказала идейная вдохновительница семейного бизнеса Родионовых, владелица Томаровского частного коллекционного питомника растений Елена Родионова.
— Предприниматели жалуются на проблемы в организационной и финансовой поддержке со стороны государства. Мешают высокие налоги, административная зарегулированность, непонятно, как долго продлится эмбарго. Как же вы рискнули вложиться в сельско-хозяйственный проект?
— Мне нравится в Белгородской области подход к сельскому хозяйству. На мой взгляд, здесь делается всё возможное, чтобы такие как мы поднимались. Если человек хочет работать в аграрном секторе, ему помогают. Наш питомник довольно молод, ему всего семь лет. Мы переехали в Белгородскую область с Украины, где я много лет работала в довольно крупном питомнике. Здесь начинали всей семьёй всего с 20 соток в селе Кустовое Яковлевского района. Потом обратились за поддержкой в ГУП «Семейные фермы Белогорья». Нас включили в программу, выделили 2,5, потом ещё 1,8 гектара земли. Люди стали к нам ехать за саженцами, спрос на продукцию начал заметно расти. Тогда мы выкупили земельные паи и получили ещё 15 гектаров. Теперь у нас почти 20 гектаров, на которых растёт 35 сортов яблонь, 15 сортов груш, большое количество сортов черешни, вишни, декоративные растения, несколько видов спирей, барбарисов, много растений для живой изгороди, вейгела, кизильники блестящие, бирючина. Хвойные стали сами черенковать, поставили теплицу.
— С чем вы связываете свой успех?
— Благодаря программе импортозамещения, по всей стране, особенно в нашей области, разбивают много садов, а это гарантирует нам хороший и постоянный спрос на посадочный материал. И мы очень строго следим за сортностью. В этом году валуйские фермеры закладывают яблоневый сад, у нас присмотрели саженцы. Берут элитные, зимние сорта яблонь, плоды которых хранятся до июня. Тем, кто приобретает у нас посадочный материал, мы даём полноценную консультацию. И в любое время можно позвонить и спросить совета по телефону. Стараемся помочь не только сделать правильный выбор, но и подсказывать, как правильно ухаживать, обрезать, опрыскивать растение. И хорошо, что запретили ввозить из Европы их больные розы. Теперь мы выращиваем свои, полноценные.
— Ваши клиенты — это фермеры, оптовики или частные лица тоже?
— Чаще всего — фермеры или сельские администрации. Приезжают и пенсионеры. Говорят, есть полгектара земли, а картошку сажать уже тяжело, хотят выращивать яблоки. Им я советую сорта, которые дают плоды уже через три года и без периодичности, то есть каждый сезон. Любовь снискала яблоня «слонёнок». Она даёт самое крупное яблоко в мире — весом до 800 граммов. На приусадебные участки хорошо берут осенний сорт груши «николай крюгер». С десятилетнего дерева можно снять урожай до 70 килограммов. Симпатией среди садоводов-любителей пользуется дерево-сад. На нём растут сразу два сорта яблок. С одной стороны дерева вы срываете, к примеру, белый налив, зелёное кисло-сладкое яблоко, а с другой — «женеву раннюю», красное и сладкое яблоко. Наши клиенты почти всегда возвращаются к нам, угощают выращенными плодами, хвалятся урожаями. Сортов, правда, совсем не запоминают. Я говорю, первым делом, при закладке, надо зарисовывать схему сада. Мало ли, что случиться?! Растение может погибнуть: личинка подъест, или ураган сломает. А они показывают: «Вот такая слива! Мы у вас брали три года назад. Помните?». Поди, угадайте-ка?
— Сколько людей работает в вашем хозяйстве?
— Десять человек. В основном сезонники, постоянных работников — четверо. В период прополки подрабатывают работницы местного медпункта, мебельной фабрики, учителя во время летнего отпуска. Есть у нас незаменимый помощник — японский мини-трактор. Он выполняет всю междурядную обработку.
— У вас большой выбор растений, как вы пополняете свой ассортимент?
— Что-то покупаю, чаще меняюсь. Я сотрудничаю с директором волоконовского питомника. Мы обмениваемся саженцами. Так у меня появилась ранняя черешня «желточек», а у него деликатесная яблоня. В яковлевском селе Смородино заложили сад. Я у них нарезала черенков «орловской полосатой» и «синап». Теперь у меня в продаже есть саженцы этих сортов. Владелец сада в Смородино где-то попробовал яблоко «ред чиф». Решил посадить у себя. Это осенний сорт яблок для южной зоны промышленного садоводства. Плод крупный, продолговатый, сладкий, практически без кислоты. Он забрал у меня все двести саженцев, разбил сад.
— Ваши покупатели приезжают только из нашей области или есть заказы из других регионов?
— У нас очень много клиентов из Курской области, Москвы и Подмосковья, из Волгограда и Орла. Моя дочь и племянник год назад создали сайт «Томаровский частный коллекционный питомник» и открыли интернет-магазин «Сад коллекционных растений». Заключили договоры с «Почтой России» и транспортными компаниями. Чтобы саженцы не засохли по дороге к заказчику, придумали укутывать корни гидрогелем вперемежку с опилками. И отправляют растения в любую часть страны. Садовод, ландшафтный дизайнер или просто владелец приусадебного участка, находясь в любом уголке страны, может купить у нас высококачественный посадочный материал, не сомневаясь в его строгом соответствии с сортом. Наши дети называют себя детьми садоводов. Они росли в питомнике, помогали нам с детства, а когда выросли, не задумываясь, решили продолжать семейный бизнес.
— Ваш бизнес позволяет заработать на безбедную жизнь?
— Скажу, да. Купить хлеб с маслом я всегда себе смогу. Другое дело, что мы сейчас только вкладываем в бизнес, у нас этап развития. Я могла бы пойти и купить себе хорошую машину. Сесть в неё и сидеть. Вырастила шесть тысяч саженцев и «сидела» бы на них. Только я не привыкла так работать. Мы начинали с двадцати соток, теперь у нас двадцать гектаров. В 2013 году мы привили 6 000 растений, в этом году — уже 65 000 плодовых деревьев, в следующем — собираемся привить около 100 тысяч саженцев. Земля хорошая — всё всходит. И я не думаю, что мы на этом остановимся. Будем развиваться дальше.