10:56, 8 июля 2016 г.

«Многие испугались, перестали приходить». Как живёт единственная белгородская мечеть после ареста имама

Бывший имам белгородской мечети Файзулла Исмаилов уже семь месяцев находится под стражей в СИЗО. 6 июля приговор Исмаилову за хранение оружия и взрывчатки вступил в законную силу. Согласно решению, имам проведёт в тюрьме три года.

Тем не менее, пока длился судебный процесс, мечеть не пустовала. Задержание и обыски испугали прихожан, некоторые даже перестали приходить, но с января здесь начал работать новый имам, переехавший в Белгород из Курской области. Местные мусульмане постепенно находят с ним общий язык, а сам имам старается не говорить о предшественнике.

Корреспондент Go31.ru побывал в молитвенном доме мусульман, поговорил с новым имамом, а также с лидером мусульманской общины в Белгороде.

Встречу в мечети с главой общины «Мир и созидание»  Гаджирамазаном  Рамазановым мы назначили на полдень. Молитвенный дом находится в промышленном районе на Мичурина, рядом несколько заправок, автомойки и станции техобслуживания. Сама мечеть располагается на втором этаже одной из СТО.

— Машину забираешь? — спросил таксист, высаживая меня в гаражном анклаве и весьма удивился, что здесь есть мечеть.

6

Неприметную мечеть тяжело узнать, даже если стоишь рядом. Фото Игоря Ермоленко

Из открытого окна над табличкой Мичурина, 89 машет мужчина в белоснежной тюбетейке. Это новый имам мечети Рамазан, которого московский муфтият назначил проповедовать вместо осуждённого Исмаилова.

Он любезно приглашает подняться по крутой лестнице, широко распахивает тяжёлую железную дверь и показывает, куда идти. Мы оказываемся в большом молитвенном зале. Обеденные лучи солнца ярко освещают пустое помещение, на полу расстелен тёмный ковёр, а у стены на небольшом коврике отдыхает юный прихожанин.

В углу комнаты стоит книжный шкаф со священными писаниями. Именно здесь спецслужбы нашли запрещённые книги, за распространение которых оштрафовали бывшего имама. Нынешний глава мечети пристально следит за содержимым полок, а на шкафу весят четыре объявления, запрещающие забирать литературу домой.

Преследование имамов в России не редкость. В 2016 году в Свердловской области завели уголовное дело на местного служителя мечети Алфрида Мустафина, его заподозрили в распространении экстремистской литературы. По данным исламоведа Романа Силантьева, за год в России фигурантами уголовных дел стали шесть лидеров мусульманских общин разных регионов.

— У меня нет никакого страха, — говорит Рамазан. — Я не позволяю себе делать что-то такое, за что можно понести наказание. Книг, которые запрещены, я избегаю. Может беда навалиться, человек не успевает убрать занесённое кем-то, но я не боюсь.

2

Тот самый шкаф, где нашли запрещённую литературу. Фото Игоря Ермоленко

Во время беседы с имамом к нам присоединился и глава общины «Мир и созидание»  Гаджирамазан Рамазанов. Он одним из первых узнал о задержании имама и обысках в мечети. Сам в это время был на родине в Дагестане.

— Один из пакетов достали из холодильника, другой был в диване, — рассказывает он.

На вопрос, можно ли взглянуть на холодильник, собеседники смеются: «уже холодильника нет, его не найдёт никто: вынесли» .

Сейчас во избежание подобных случаев в молитвенном зале установили камеры видеонаблюдения, у прихожан забрали ключи: «чтобы больше никто не мог войти с плохими намерениями и что-то подложить. Кто бы он ни был» , — говорит Рамазанов..

4

 После задержания многие испугались, перестали ходить в мечеть, — сетует он. — Но сейчас снова приходят, знакомятся с новым имамом, находят общий язык. Он у нас с января месяца здесь.

По словам Рамазанова, вопросов к мечети у властей не возникало ни до инцидента с Исмаиловым, ни после. К ним периодически наведывались силовики, проверяли у прихожан паспорта.

— Мы беду на свою голову знаем, знаем, откуда она пришла. Но говорить не хотим, чтобы новые проблемы не клеить. Мы всегда готовы отвечать на любые вопросы, чтобы не было никаких конфликтов. И не только с властями, но и с другими мирянами. Мы всё живём в одном доме, нужно уважать друг друга, и тогда будет и согласие и между конфессиями, и между национальностями, — считает Рамазанов.

Уголовное дело Файзуллы Исмаилова стало уже вторым в биографии имама. В середине нулевых он проходил одним из обвиняемых по делу о незаконном вооружённом формировании в родном Дагестане. Однако в 2008 году суд его оправдал. С тех пор некоторые из фигурантов оказались уничтожены российскими спецслужбами, некоторые присоединились к терроритическим группировкам, писал во время судебного процесса «Коммерсантъ» .

— Об этом деле я узнал также, как и вы, во время процесса, — признаётся руководитель белгородской общины. — Это единственное, что я ему могу поставить в упрёк. Если бы я знал раньше, то наверное, остерёгся бы поставить имамом. Его оправдали, но тем не менее.

DSC_5457

Имам Исмаилов во время молитвы в 2014 году. Фото Владимира Корнева

Новый имам Рамазан уже успел познакомиться с верующими. О предшественнике слышал, но лично с ним не знаком, хотя когда-то вместе повышали квалификацию. С переездом в Белгород Рамазан обратил внимание на небольшое количество прихожан

— Наверняка на это влияют патенты на работу, ведь солидную часть верующих составляют и люди из средней Азии. Поэтому их мало, думаю. Ну и на праздники люди едут к себе домой, стараются отмечать вместе с близкими.

По словам моих собеседников, у всего исламского мира появилась одна большая проблема: «Исламское государство»  (группировка признана в России террористической и запрещена).

— Контроль за мусульманами конкретный и жёсткий: то, чего нет у других конфессий. По отношению к нам везде как к террористом относятся, если ты мусульманин, тебя в первую очередь под призмой террора пропускают, а потом уже смотрят на человеческие качества. Правильно говорит Рамзан Кадыров: это не мусульманское государство, а шайтанское. Каждый прихожанин под этими словами подпишется.

5

Новый имам Рамазан, на стене краткое описание намаза. Фото Игоря Ермоленко

На прощание я делаю несколько фотографий внутри молитвенного зала. С новым имамом мы обмениваемся рукопожатиями, и я прошу его встать на лестнице у входа в мечеть, чтобы сделать фотографию снизу.

— Как старого имама сфотографируете? — догадывается он, намекая на публикацию моих коллег, посетивших мечеть два года назад. Тогда здесь проповедовал Фаузулла Исмаилов.

#мечеть #Мичурина #арест #имам #мусульмане
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"