«Есть люди-легенды, а есть артисты». Музыканты «Полиции кармы» – о Летове и Шнурове
Музыканты «Полиции кармы» в преддверии грядущего концерта в Белгороде о том, почему независимый и андеграундный Егор Летов им ближе, чем Сергей Шнуров.
2 июня в Центре молодёжных инициатив публику соберёт белгородская группа «Полиция кармы». Это будет большой сольный концерт-презентация дебютного альбома «Репост».
Как признаются музыканты, их «комьюнити» сформировалось два года назад. Его название артисты заимствовали из песни британской группы Radiohead – «Karma police».
В преддверии грядущего концерта журналисты Мария Литвинова и Сергей Егоров поговорили с вокалистом и автором песен Игорем Демичевым и гитаристом Денисом Константиновым (известным по многим популярным коллективам города) о музыке, интернете и легендах рока.
О цензуре и любви к музыке
– Отчего человек может начать любить музыку, интересоваться ею?
Денис: Как человек, заставший кусок Советского Союза, могу сказать, что цензура, запреты вызывают однозначный интерес. Наверное, тогда желания слушать музыку было больше. И плеяда «русскороковых» коллективов притягивала людей на волне оставшихся ещё у них в голове граней «нельзя» и «можно». На самом деле это интерес в большей степени не музыкальный. Примерно такой же, как к Достоевскому. В годы застоя он у всех стоял на полках. Не знаю, нужно ли это для музыки. Было бы, конечно, здорово, если бы интерес был искренним.
– Может, нужно больше запрещать, и тогда интерес возникнет?
Денис: Один мой знакомый говорил: мы стареем, а студентки второго курса – никогда. Можно всю жизнь любить студенток второго курса, но какой в этом смысл. Это всего лишь форма. А вот если бы нравилось содержание... Может быть, для этого нужно воспитывать музыкальный вкус. Но мне не нравится слово «воспитывать». Здесь, опять же, нужна альтернатива. Вот есть у нас мейнстрим вроде Полины Гагариной, Валерии, Киркорова, но нет альтернативы.
О востребованности
– Относительно востребованности музыки: какие ощущения, нужна она сейчас людям?
Денис: На этот момент, мне кажется, положение не очень хорошее. Выросло поколение людей, для которых главным критерием выбора чего бы то ни было становится способность развлекать. Чтобы всё было весело и быстро. На это не жалко денег: сходить куда-нибудь, развлечься. Для чего-то серьёзного места не остаётся. Этому способствует интернет, и на плаву находится прежде всего однодневный продукт. Такие эпохи были на протяжении всего развития человечества, оно ведь идёт волнообразно. Это заметно по истории музыки, в том числе современной. Когда-то эта чаща весов переполнится и падёт.
О Сергее Шнурове
– Как вы относитесь к такому явлению в шоу-бизнесе, как Сергей Шнуров?
Игорь: Я считаю его гением. По-моему, это очевидно. Мне кажется, это артист, о котором будут писать в энциклопедиях. Он создал некую эпоху. Когда человек ругается матом со сцены, и тебе приятно это слушать, это действительно талант. И заслуживает как минимум уважения. Плюс ко всему это очень качественный продукт.
Денис: Шнуров однозначно очень неглупый человек. Но мне его немножко жаль, потому что он стал заложником своего жанра. И если захочет что-то сказать всерьёз, вряд ли найдёт понимание. Уверен, что он играет на корпоративах, и ему приходится общаться с людьми, которым нравится эта музыка, но они при этом не понимают стёба. В определённом смысле проникаюсь жалостью. Но он молодец, знает, что делает, и с коммерческой стороной у него всё хорошо. Отчасти даже присутствует дух рок-н-ролла, бесшабашность.
– Иногда кажется, что нечто подобное происходило с «Гражданской обороной». Песни часто довольно интеллектуальны, но публика на концертах не производила впечатления учёных людей.
Денис: Летов мне ещё в школе нравился. Его «Я всегда буду против» – что-то за этим было. И до сих пор есть. Эта позиция мне гораздо ближе, чем позиция Шнурова. Из-за андеграундности и независимости.
О легендах и артистах
– Джим Моррисон, кстати, расстраивался из-за того, что его публика, по его мнению, не доросла до его песен.
Игорь: Шнуров – это артист. Есть люди-легенды, а есть артисты. Первых воспринимали как артистов, но на самом деле они были на сцене сами собой, органичными. Естественными, как, скажем, кошка. А такие люди, как, например, David Bowie, Lou Reed, Freddie Mercury, тот же Шнуров – они создают образ. А Моррисон не создавал. Как и Летов. Они, прежде всего, люди. А уже потом – люди, которые занимаются искусством.
О миграции
– Многие музыканты из Белгорода, других провинциальных городов уезжают серьёзно заниматься музыкой в столицу. У вас есть такие планы? Или интернет решил эту проблему?
Игорь: Нет, интернет её не решил. А если и решил, то отчасти. В столице, конечно, элементарно больше мест, где можно выступить. Больше возможностей расширять аудиторию, и нам приходится периодически ездить в Москву на концерты. Там много людей, связей, векторов развития. Но я не уверен, что для успеха обязательно нужно ехать в Москву. Можно провести параллели с актёрской деятельностью. Смоктуновский говорил, что для хорошего актёра дорога только в Москву. Здесь я с ним согласен, актёр не станет знаменитым, если не приедет работать в столицу, его просто никто не узнает. С музыкальными группами по-другому. Очень много примеров, когда музыканты не живут в Москве. Да, у них там есть недвижимость, но базируются они у себя на родине. Например, «ЧайФ», «Калинов Мост». Они приезжают в Москву как гастролёры. Да у нас и ситуация такая, что непросто уехать. Мы пустили корни, бросили якоря.
Денис: Мне, честно говоря, этого не хочется. Я люблю Белгород, и на удалении сразу это чувствую. В 16 лет я твердил, что здесь нет перспектив. Такие настроения я встречаю до сих пор. А сейчас город мне нравится, он такой тихий. В мегаполисе я выдерживаю два-три дня: всё интересно, глаза разбегаются; но потом это начинает грузить, утомлять. Кстати, это у нас, в России, всё через Москву. Один приятель ездил в США, рассказал, что у них там каждый штат – как бы маленькая независимая страна. Для них нормально поддерживать тех людей, которые рядом с ними, в том числе и музыкантов. Мне кажется, это классная система. Нужно поддерживать любой вид искусства, который находится поблизости. Это то, чего людям сейчас не хватает.
Об опасности выбора и вкусе
– А музыкальная индустрия не может на это повлиять?
Денис: Она переживает сейчас упадок. Есть интернет, диски не продаются, людям не нужно за чем-то гоняться. С приходом сети музыкальный бизнес неуклонно умирает. В этом, как всегда, есть плохое и хорошее. Плохое – это широкий простор для продвижения материала, созданного не очень одарёнными людьми. Как правило, если человек обделён по части творчества, это в нём с лихвой компенсируется упорством. С другой стороны, хорошо, что из музыки естественным путём уходит коммерция. Исчезает принцип «всё ради денег». Поэтому творческому, независимому человеку становится проще что-то сделать. Техника, опять же, позволяет, домашние студии. А вообще интернет, конечно, отбивает у людей охоту ходить на концерты. Больше смотрят видео, короткие фрагменты. Хотя это совершенно другая энергетика. Люди, которые это понимают, реально счастливы.
Игорь: А мне кажется, людям как раз не нужно давать много выбора. Это очень опасно. Человек – охотник, добытчик. Он в первую очередь животное. Мы от этого никогда не уйдём. И ему нужно добывать, искать, устраивать засаду. Но при этом он ещё и очень ленивый. Если бы не прочно вживлённый инстинкт самосохранения, он бы просто лёг и умер. Когда ему дают всё, этот простор для выбора вгоняет его в красу, смущает, он не знает, что с этим делать. Интернет – это великое изобретение, благо, но для большинства это всё-таки мусорка. Это инструмент. И тот, кто умеет им пользоваться, извлечёт выгоду. Молотком можно забить гвоздь, а можно проломить череп. В плане выработки вкуса интернет ничего не изменил и никогда не изменит. Если ты желаешь чего-то, твои помыслы, поступки, тебя в любом случае к этому приведут. Просто нужно какое-то время подождать. При наличии вкуса даже в многообразии интернета человек лишь проявится, останется самим собой, останется при своём мнении. Поэтому то, что сеть сыграла коварную шутку с музыкой – да, как раз в плане выбора. Слишком много всего.
Полиция кармы на фестивале ProRock 2015 from videomax on Vimeo.
– Может, количество рано или поздно перейдёт в качество?
Игорь: Ну, интернет в России доступен не так долго. Чтобы он был в каждом доме. Человек вынужден будет привыкать оптимизировать свои действия.
Денис: Кто-то сказал: телевидение никогда не умрёт, потому что человеку проще потреблять то, что ему дают, а не выискивать что-то самостоятельно. Боюсь, что со временем интернет будут чаще использовать, чтобы предлагать нам под видом большого выбора всего лишь то, что кто-то захочет. Чтобы заработать денег, с другими целями.
О знании нот
– Насколько необходимо знание теории музыки, если ты не академический исполнитель?
Денис: Необходимо. Мне кажется, что хорошая импровизация невозможна без знания теории музыки. Она помогает и при разборе какого-то материала. Общаешься с людьми на одном языке. Иначе это всё равно что коммуникация между людьми, у которых нет общего языка. Могу сказать, что знание теории – точно не лишнее, требует мало времени не изучение. Люди этого боятся, и напрасно. Это просто формальный язык, как и любой другой.
О цитатах
– Насколько для автора песен важно, чтобы слушатели правильно «снимали» все музыкальные, литературные отсылки и цитаты, которые в них присутствуют?
Игорь: Совершенно не важно. Вообще нет понятия: писать песни. Что это значит? Я пришёл домой, поужинал, принял душ, выкурил сигарету и сел писать песню? Такого не бывает. По крайней мере, у меня. Это случается само собой: ты просто живёшь, воспринимаешь мир, делаешь подсознательные оценки, и впоследствии это выливается в песню. Всё, что происходит, происходит мистическим образом. И если возникла какая-то цитата, если она уместна, её не хочется потом убирать. Причём бывает так, что ты использовал чью-то строчку и не понял этого. Тебе показалось, что это было настолько гениально, а потом вдруг сталкиваешься с этой фразой, но всё равно оставляешь её. Заимствования – нормальное дело. Название нашей группы – это прямое заимствование. Radiohead нам платят за это (смеётся).
– А если я как воспринимающий слышу цитату, но считаю эту фразу твоей?
– Игорь: Думаю, тот человек, которому понравится наша музыка, поймёт, что это цитата. Мы находимся на одной волне. Читаем одни и те же книги, смотрим одни фильмы, скорее всего, слушаем одну и ту же музыку. Хотя разные вкусы, разный опыт – это стимул к движению вперёд. Допустим, собрались фанаты панка, или электронной музыки. Слушают одни и те же песни. Сами они будут играть в том же ключе, но развития, скорее всего, не будет. В нашей группе мы соприкасаемся в базовых пристрастиях. Но в целом, мне кажется, мы совершенно разные. И это меня бесконечно радует.
О концерте
– Расскажите о грядущем выступлении в ЦМИ.
Денис: Готовимся. Хотим сделать это интересно: со светом, с видеорядом, хорошим звуком. Там хороший зал, акустика.
– Альбом будете весь играть?
Игорь: Придите и послушайте (смеётся). До конца плей-лист ещё не прорабатывали. Хочется, чтобы концерт был живым. Понятно, что к нему надо готовиться, продумать паузы. Но при этом надо оставить пространство для шага в сторону.
Другая часть интервью опубликована на сайте информационного агентства Бел.ру.