«Многие сокурсники сидят и ждут, пока их позовут во МХАТ. Не позовут, если не будут играть. И фестиваль — хорошая возможность»
Режиссёр театра «Новая сцена-2» Оксана Погребняк о международном фестивале современного театра «Наш кислород», который пройдёт в Белгороде в ближайшие выходные.
Первый международный фестиваль современного театра «Наш кислород», который пройдет в Белгороде 14-15 мая, обещает стать глотком свежего воздуха для любителей современного искусства. Почему Белгород стал сценической площадкой для его проведения, по каким критериям отбирались участники, как фестиваль повлияет на культурную атмосферу города, корреспондент Go31.ru попросила рассказать организатора фестиваля, режиссёра молодёжного театра «Новая сцена 2» Оксану Погребняк.
— Оксана, напомни, откуда возникла сама идея фестиваля.
— Прошлым летом мы выиграли грант на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида» в Крыму, участвовали в смене «Актёры, режиссёры театра и кино». Вернее, я выиграла грант на проведение фестиваля, а актриса Настя Оболенская — на развитие и обустройство театра. Всего по 100 тысяч рублей. Деньги на наш театр мы давно потратили. Проблемой было как-то втиснуться в смету при проведении фестиваля. Спасибо зрителям, которые нам активно помогали весь прошлый год, оставляли пожертвования после спектаклей. Эти деньги тоже пошли на организацию фестиваля.
Режиссёр Оксана Погребняк, фото Владимира Потапенко
— Как выбирались коллективы для участия?
— Критерий был один: участвовать могли пьесы, написанные после 1970 года. Мы выбрали наиболее интересные с нашей точки зрения театры. Искали в соцсетях, среди знакомых и друзей. Так получилось девять участников фестиваля, одиннадцать пьес. Все представленные в фестивале спектакли рассчитаны на думающую и чувствующую публику. К сожалению, из-за того, что в два дня нужно было вместить столько драматических произведений, некоторые спектакли совпадают по времени. Валкский городской театр из Латвии покажет спектакль «Эдит Пиаф. Мой легионер» Ксении Драгунской на двух языках — русском и латышском. Творческое объединение «DIY-театр» из Харькова, руководитель Олег Дидык, привезёт пьесу «Вдовы» Мрожека. Кстати, Дидыка играл в одном театре с Сергеем Бабкиным, музыкантом группы 5’nizza. В пьесе Николая Коляды «Трёхглазка», её представляет проект из Ижевска «Немастерская», играет моя ученица Юлия Городова, сейчас она студентка Воронежской академии искусств. В читке пьесы Валерия Шергина, кстати, он — ученик Николая Коляды, примет участие небезызвестный в Белгороде молодёжный театр «Спичка». На читку ещё нескольких пьес мы пригласили студентов ГИТИСа из мастерской Райхельгауза.
— Это ребята из твоего курса?
— Да, мы вместе учимся у Иосифа Леонидовича. Это удивительный человек, открытый любым экспериментам. Про него легенды ходят на факультете. Если в контексте пьесы нужно, чтобы актёр был голым, мы играем голыми. После той школы, что я прошла в Белгороде, меня ничто не смущает, я могу играть на детской площадке, на остановке, в коридоре. За время существования театра «Новая сцена-2» было поставлено больше двух десятков спектаклей. А сценическими площадками стали подвалы, крыши, незаполненные водой фонтаны. Нужен нам реквизит — пошёл на мусорку и нашёл. Мы уже несколько лет воюем с товарищами, отвечающими за пожарную безопасность в ДК из-за того, что храним там свой реквизит, он, дескать, может самовоспламениться. Многие мои сокурсники не имеют такого богатого опыта. Они сидят и ждут, пока их позовут во МХАТ. Не позовут, если они не будут играть. Поэтому фестиваль для студентов — хорошая возможность для творчества.
Спектакль театра «Новая сцена-2» по пьесе Валентина Красногорова «Прелести измены», фото Аллы Григорьевой
— Кто в составе жюри фестиваля?
— Это хорошо известные в профессиональном кругу люди. Мог приехать мой руководитель Иосиф Райхельгауз, если бы 17 мая ему не нужно было отправляться на гастроли на Камчатку. Зато согласился актёр Александр Цой, он потом сразу после фестиваля вылетает на Камчатку. Будет Влад Клепацкий, Дмитрий Беседа из драматического театра имени Щепкина, Клавдия Одинцова из областного театра кукол, мои бывшие преподаватели из института культуры Ольга Михайлова и Валентина Дубянская. Андрей Маслов, главный редактор сетевого издания Fonar.tv, будет представлять прессу, он наградит лучший коллектив в номинации «Выбор СМИ». Приглашён режиссёр из Тулы Руслан Печенога, у него очень интересный проект молодежного театра, который работает в реабилитационном центре для наркозависимых. И играют в нем сами пациенты центра.
— Оксана, а как вообще выживают молодежные театры?
— Скажем так: опыт Белгорода уникален. Все известные мне молодёжные театры [из других городов] работают при ком-то: институте культуры, управлении культуры, профессиональном театре. Причём, что удивительно, никто не вмешивается в их репертуар. На фестивале свою работу покажут ребята из Самары, учебный театр Самарской государственной академии культуры и искусств. Меня впечатлило, что в их репертуаре четыре спектакля, которые ставили и мы. В том числе «Родимое пятно» Николая Коляды, он вызвал когда-то бурю негодования в Белгороде. А там воспринимается вполне нормально. Белгородские независимые молодёжные театры «Новая сцена 2» и «Спичка» выживают как могут.
Спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «UFO» театра «Новая сцена-2», фото Аллы Григорьевой
— Но идти под кого-то, значит все равно продаваться. Разве искусство не должно быть свободным?
— Театру, тем более молодёжному, всегда нужна поддержка. Мы ставим бесплатные спектакли, на которые ходит наш зритель. Но в тоже время и продаём своё творчество, в фотогалерее Собровина идут платные постановки. Нам предлагают сотрудничество самые популярные развлекательные заведения Белгорода — кофейни, пабы. А вот профессиональные сообщества нас, увы, не жалуют. А ведь молодой зритель не пойдет в драматический театр, как правило, ему чужды классические каноны, хочется эксперимента. То есть всего того, что может предложить молодежный театр.
— Оксана, ты считаешь, что проведение фестиваля современного театрального искусства изменит атмосферу нашего довольно патриархального городка?
— Не сразу, но со временем она обязательно начнёт меняться. Жизнь не приемлет застывшие формы.