Некомпетентные слушания. Как белгородцев пригласили обсудить идущее полным ходом строительство «Оранжевых островов»
Спустя несколько месяцев после начала скандального строительства павильонов фастфуда «Оранжевый остров» администрация Белгорода решила выслушать мнение самих горожан. Однако сам застройщик на них не явился, представители управления архитектуры, компетентные отвечать на вопросы, тоже не пришли. В итоге горожане поговорили сами с собой. Правда, организаторы слушаний пообещали запротоколировать и донести пожелания белгородцев до мэра. А сами слушания посвящались не целесообразности строительства, а попытке узаконить уже свершившееся «отклонение от предельных параметров».
«Разрешая подобное строительство, мы возвращаемся в 90-е»
На слушания явились около 15 человек. Одни выступали в защиту сохранения территорий в центре города от капитального строительства, другие – за обязательное озеленение прилегающих территорий и установку парковок (ни один из семи проектов ничего этого не предусматривает). Были и те, кто пришли поддержать интересы застройщика, однако работники администрации наотрез отказались называть его имя.
«Зачем тогда вы пригласили нас? Почему не пришёл сам застройщик?», – спрашивали присутствующие. Фото Владимира Корнева
– В Москве Белгород приводят в пример как город, раньше столицы убравший торговые павильоны из центра. Но как только снесли у них, у нас начали строить, – начала представитель отдела архитектуры комитета по управлению Восточным округом Ирина Верба. – Разрешая подобное строительство, мы возвращаемся в 90-е.
Всего в разных частях Белгорода начали строить семь павильонов «Оранжевый остров», но поначалу жители города негативно отреагировали на появление четырёх из них. У кинотеатра «Победа», в одноимённом парке, около музыкального колледжа БГИИК и на аллее Свято-Троицкого бульвара у памятника Богдану Хмельницкому.
– Кинотеатр «Победа» – историческое место, в годы оккупации на этой земле находилась Базарная площадь, где фашисты вешали людей, – убеждал работников администрации архитектор и краевед Павел Альбощий. – Кинотеатр так назвали неслучайно, его посвятили исторической памяти. В сквере у входа собираются коллекционеры, там отдыхают люди, а стройка кафе прямо перед зданием лишила их этого места.
«Публичные слушания – дело добровольное. Застройщик не обязан на них приходить»
На вопрос, зачем строить павильон фастфуда, если в самом кинотеатре для всех желающих и так работает кафе, которое можно улучшить, сотрудники управления архитектуры ответить не смогли. Как и ни на один другой вопрос пришедших на слушания граждан.
– Строительство кафе в парке Победы разрушает его зону. От наших парков и так постоянно отрезают по куску. Экологи давали заключения? – спрашивали белгородцы.
– Мы сейчас не обсуждаем проект. Нет информации, – ответил заместитель главного архитектора города Алексей Грудинкин.
– Кто застройщик?
– Нет информации.
– Кто проектировал?
– Нет.
– Получается, отвечать будет тот, кто даст окончательное разрешение на строительство?
– Я не вправе комментировать.
Павильон перекрывает видовую точку на памятник Богдану Хмельницкому и на новое здание Митрополии, фото Марии Литвиновой
– А кто компетентен?
– Горожанкина [Галина Горожанкина, начальник управления архитектуры, главный архитектор Белгорода] в отпуске, Веретельников [Юрий Веретельников, заместитель начальника управления архитектуры города] на заседании совета.
– Зачем тогда вы пригласили нас? Почему не пришёл сам застройщик?
– Публичные слушания – дело добровольное, он не обязан на них приходить.
– Кому же мы будем задавать вопросы? – не унимались участники слушаний.
– Вы можете озвучить их, мы запротоколируем и отнесём мэру Белгорода на рассмотрение.
Как пообещали работники архитектуры, мэр рассмотрит пожелания, и, возможно, какие-то примет к сведению. А результаты публичных слушаний опубликуют в газете городской администрации «Наш Белгород».
«Сооружать монстра у памятника не надо»
Предпринимательница Виктория Бронникова пришла на слушания «поделиться своей болью»: ни на одну её жалобу мэрия не ответила. Виктория Бронникова уже много лет держит бюро путешествий на Гражданском проспекте рядом с музыкальным колледжем.
– У входа в моё агентство построили каркас «Оранжевого острова», за которым местные жители устроили общественный туалет, – признавалась она. – Мало того, что из-за кафе моё агентство больше не видно с улицы, из-за чего мне сложнее вести бизнес, так здание стали строить посреди ёлок. Я каждый день наблюдаю, как там справляют нужду.
Представители интересов застройщика попытались высмеять жалобы предпринимательницы: «давайте вместо кафе построим общественный туалет».
Сквер на остановке «Свято-Троицкий бульвар» (в народе – «Родина») от застройки защищает Павел Альбощий, фото Владимира Корнева
К защите сквера на остановке «Свято-Троицкий бульвар» (в народе – «Родина») основательно подготовился Павел Альбощий. Он принёс фотографии этих мест начала ХХ века и чертежи того же периода.
– Каркас [объекта общественного питания] находится в самом центре исторической Соборной площади, – показывал чертежи Павел Альбощий. – Он перекрывает видовую точку на памятник Богдану Хмельницкому, мало того, что никаких необходимых отступов от памятника не соблюдается, при этом строящееся сооружение перекрывает вид на новое здание Митрополии и вообще на весь исторический центр. Насколько допустимо здесь строить? По аналогии с Москвой – то же самое, что построить посреди Красной площади. Это место – визитная карточка Белгорода, его сердце и лицо. Его каждый день посещают тысячи людей.
Но именно за этот аргумент, словно не понимавшие поначалу языка, на котором говорит Альбощий, ухватились его оппоненты:
– Однажды ко мне приезжал высокий гость, мне некуда было сводить его попить кофе в этих краях, пришлось везти в Forno a Legna!
В свою очередь Ирина Верба опровергла слова предыдущего оратора, напомнив, что вокруг памятника Богдану Хмельницкому расположено даже не одно заведение общепита. Действительно, их можно насчитать с десяток: кафе «Ассорти», «Шоколадница», «Потапыч», кофейни «Бруклин», Traveler’s coffee, «Сахар», «Калипсо» и несколько точек фастфуда в торговом комплексе «Славянский».
– Сооружать монстра около памятника не надо, – подытожила Ирина Верба. – Глядя на это, я теряю веру в человечество.
– В этом месте [аллея Свято-Троицкого бульвара] сосредоточены три охранных зоны, – продолжил рассказывать о территории возле памятника Богдану Хмельницкому Павел Альбощий. – Это историко-культурный заповедник «Старый Белгород», территория центра достопримечательного места белгородской крепости и прилегающей к ней территории Свято-Троицкого монастыря. Весь Свято-Троицкий бульвар также выделен как обладающий признаками объекта культурного наследия.
– Вы принципиально против всех построек? – мужчина из зала попытался увести краеведа в бессмысленную демагогию.
– Если вы, если люди, которые это строительство поддерживают, готовы нести ответственность, войти в историю с таким позором, значит, стройте, – ответил Альбощий. – Но я категорически против возведения объектов на остановке «Родина» и у кинотеатра «Победа».
Строительство павильона в парке Победы, фото Игоря Ермоленко
Пока одни пытались что-то объяснить другим, члены президиума молчали и делали пометки в тетрадях.
– Это очень символично, что в историческом месте строят «оранжевую корову», буквально «золотого тельца».
– Зачем мы здесь? Они уже начали строить. Вопрос только, в каком размере, – подытожил голос из зала.
– В каком захотят, в таком и построят. Им же в Белгороде негде кофе попить.
«Вы сначала в управлении архитектуры порядок наведите, а потом город защищайте»
Люди стали расходиться. В тишине раздался раздосадованный возглас участника слушаний:
– Оказывается, я сидел на жвачке. Смотрите, теперь испорчены брюки. Вы сначала в управлении архитектуры порядок наведите, а потом город защищайте. Я ведь и сам раньше давал такие разрешения на строительство, и было не всё так просто.
По иронии судьбы публичные слушания были назначены на 18 апреля – Международный день памятников и исторических мест. Но собравшие людей представители администрации о нём не вспоминали.
– Управление культуры администрации Белгорода все проекты согласовало, – единственное, в чём признался заместитель главного архитектора города Алексей Грудинкин.
Однако то, что согласовало управление архитектуры, не устроило самих горожан, а потом и прокуратуру Белгорода. Появление строек павильонов в центре города вызвало череду скандалов. Ещё осенью горожане обратили внимание на огороженные забором газоны у кинотеатра «Победа», около музыкального колледжа БГИИК, в парке Победы и на аллее Свято-Троицкого бульвара у памятника Богдану Хмельницкому. Поначалу жители города безрезультатно возмущались в социальных сетях и писали жалобы в мэрию. Реакция последовала после того, как гражданский активист и эксперт ОНФ Игорь Гладков обратился с заявлением в УФАС и прокуратуру.
Антимонопольщики нарушений не обнаружили, но проверка прокуратуры выявила их в части градостроительного, земельного и антимонопольного законодательства. Общественность же усмотрела конфликт интересов. Начало строительства совпало со вступлением в должность начальника департамента экономического развития Белгорода Давида Бузиашвили, сына руководителя «Хладокомбината», которому и принадлежит сеть «Оранжевых островов». В итоге Давид Бузиашвили покинул должность (правда, вскоре стал заместителем начальника департамента экономразвития области), а губернатор Евгений Савченко отдал застройщику землю в центре города в обход проведения торгов.