В Белгороде дети с аутизмом с 1 сентября будут учиться в обычной школе. Для чего это нужно?
В администрации Белгорода заявили о разработке нового образовательного проекта для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Информация об этом появилась на сайте мэрии 22 марта. Спустя неделю 28 марта мэр Константин Полежаев назвал решение проблемы социализации детей с аутизмом задачей города и поручил коллегам создать условия для раскрытия талантов особенных детей. По его словам, в мире наблюдается динамика прироста детей с расстройствами аутистического спектра, а потому родители не должны один на один оставаться с этой проблемой.
О том, что из себя будет представлять инклюзивный образовательный проект и когда заработает, выясняла корреспондент Go31.ru Оксана Булгакова.
Почему в Белгороде вдруг озаботились проблемами аутизма?
О проблеме аутизма сейчас говорят много. Это неврологическое расстройство, возникающее из-за нарушения развития мозга. Людям с аутизмом трудно коммуницировать с окружающими и жить по правилам общества. В Белгороде проблемами таких семей занимаются общественная организация «Синяя птица» и благотворительный фонд «Выход в Белгороде». Родители добиваются создания специальных классов в школах. В марте в выставочном зале «Родина» открылась выставка социального фотопроекта «Иллюминатор», рассказывающая о способностях детей с аутизмом и их потребности в социализации.
Российская газета пишет: «По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13 процентов в год. А по американской статистике подобные расстройства встречаются у одного из 68 детей. Для сравнения: в середине 70-х годов эта цифра была 1:5 тысячам».
Мэр Константин Полежаев заявил, что родители не должны находиться один на один с проблемами социализации и обучения своих детей, государству пора им помогать.
Можно ли вылечить аутизм?
Снова цитата из «РГ»: «Полностью вылечить аутизм нельзя, но симптомы можно скорректировать: научить ребенка общаться, учиться. И если правильный диагноз поставить хотя бы до двух лет, шансы на нормальную жизнь увеличатся: ребёнок сможет ходить в обычную школу, даже поступить в университет, работать. А если опоздать с диагнозом, человек может нуждаться в специальном уходе всю жизнь. Методов реабилитации немало, но научно доказанных единицы. Программа должна быть индивидуальной для конкретного ребёнка».
Президент благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма «Выход в Белгороде» Наталья Злобина:
— Общество не готово принимать ребёнка с РАС. Очень много мифов вокруг этой темы. Аутизм — сложное нарушение. Это не болезнь, и человек с аутизмом навсегда останется человеком с аутизмом. Во всём мире давно научились социализировать и корректировать нарушение. Каждый день люди с РАС доказывают своими умениями и талантами, что могут приносить пользу обществу. Многие ведущие компании в мире делают ставку в трудоустройстве именно на людей с РАС, так как они часто обладают более сильными профессиональными навыками в определённых областях.
Разве сейчас дети с аутизмом не получают в Белгороде образование?
В Белгороде дети с аутизмом учатся в коррекционной школе № 30 и 23-м коррекционном интернате, но их специфика не отвечает всем потребностям детей с аутизмом. Они нуждаются в инклюзии — в возможности учиться вместе с обычными детьми, чтобы научиться общаться. У некоторых родителей есть материальная возможность водить детей в частную школу «Искорка», где работает определённая модель инклюзии, передовой системы, основанной на совместном обучении обычных и необычных детей. Но не у всех есть возможность оплачивать там обучение, да и сама школа не может принять каждого ребёнка. Поэтому ресурсные классы должны создаваться и в государственных школах.
Начальник управления образования Белгорода Ирина Гричаникова:
— Основная задача ресурсного класса — помочь детям выйти в общество, включиться в обычную жизнь. Мы хотим не просто помочь освоить образовательную программу, но и социализировать. Для этого нужно создать такие условия, чтобы дети постепенно, комфортно и спокойно начали общаться со своими сверстниками.
Что из себя будет представлять ресурсный класс?
Согласно проекту, малыши будут зачисляться в обычный класс к сверстникам, но учиться по адаптированой программе. Фактически класс будет представлять собой сдвоенное помещение: учебный кабинет и комнату релаксации со специальным оборудованием. Заниматься с детьми будут тьюторы — педагоги, работающие с конкретным ребёнком по специально составленной для него программе. Предполагается, что поначалу дети будут проводить учебное время в отведённом для них блоке и только лишь на какой-то период приходить в общий учебный класс. Задача тьютора — сопровождать ребёнка и следить за его состоянием. Если он затревожился, забеспокоился, переутомился или освоение программы стало даваться ему слишком трудно, они с педагогом возвращаются к себе всенсорную комнату.
Активист общественной организации «Синяя птица» Людмила Шведова:
— Действительно, создана рабочая группа при департаменте образования, с ноября прошло несколько встреч, ближайшая запланирована на начало апреля. Конечно, большинство родителей детей с аутизмом хотят, чтобы специалисты, которые будут преподавать в ресурсных классах, были уже опытными, а не учились на детях. Но готовых специалистов в школах нет. Модель ресурсного класса подразумевает, что дети с аутизмом зачисляются в обычные классы. В ресурсном, дополнительном помещении, они один на один занимаются с тьютором. А когда они подготовлены, способны и могут, то возвращаются в свой класс на пение, рисование, физкультуру, музыку или другой урок на комфортный для них период времени, где занимаются со своими сверстниками.
Откуда возьмутся педагоги-тьюторы?
Все специалисты, участвующие в проекте, будут обучаться новым педагогическим подходам и методикам. Готовых специалистов в белгородских школах нет.
Когда и в какой школе Белгорода класс появится?
Условия для инклюзии детей с аутизмом создадут в общеобразовательной белгородской школе. В какой именно, пока не решено, однако сообщается, что ресурсный класс заработает с 1 сентября.
По словам координатора проекта по созданию условий для обучения детей с РАС, начальника управления образования Белгорода Ирины Гричаниковой, ресурсный класс откроется с нового учебного года, и со школой, которая его примет, пока определяются. В проекте задействован благотворительный фонд «Выход в Белгороде» и родители детей с аутизмом.
Ирина Гричаникова:
— Пока что у нас самих много вопросов, и мы только ищем на них ответы. Сейчас мы встречаемся с родителями обычных детей и детей с аутизмом, выясняем, кто из них готов обучать своего ребёнка в условиях этой модели. В Белгороде есть дети с РАС, которые ходят в детский сад. И вполне возможно, что нам придётся создавать два класса, один для предшкольной подготовки. Сложность социализации детей с аутизмом в том, что в России до сих пор нет для них образовательных стандартов. Стандарты разработаны для детей с ограниченными возможностями здоровья, но детям с РАС она не подходит.
Городской инклюзивный проект — эксперимент на детях?
Проект инклюзивного образования для детей с РАС не экспериментальный. Занятия с детьми будут проводить по уже разработанной и опробованной методике. Белгородские педагоги хотят перенять опыт у своих воронежских коллег. Именно Воронежская область стала одной из первых в России, сумевшей создать условия для обучения детей с аутизмом в общеобразовательной школе силами государственной системы образования. Кстати, управление образования в Губкине тоже готовится к созданию ресурсного класса.
Наталья Злобина:
— Благодаря такой форме обучения как ресурсный класс, те дети, которых никогда бы не взяли ни в какие сады и школы, смогут получать знания, общаться со сверстниками, находить друзей и получить свои шансы прожить жизнь счастливо в нашем обществе, а не быть исключёнными из него. Практически каждую неделю к нам обращаются всё новые семьи, воспитывающие детей с РАС. Все они желают попасть именно в такой класс, где для ребёнка индивидуально организована среда для обучения. Не только в Белгороде родители с надеждой ждут открытия этого проекта, а во многих районах области. Поэтому Фонд вышел с инициативой организовать данный проект на областном уровне. К сожалению, в России острый дефицит профессиональных компетенций в вопросах аутизма. Поэтому у Фонда есть отдельная программа для родителей. Мы привозим специалистов и проводим обучающие семинары и практические тренинги для семей, чтобы родители могли помочь ребёнку, пока система государственной помощи только начинает выстраиваться.