Военкомат из вредности. С какими проблемами сталкиваются призывники при получении загранпаспорта
Российские призывники часто вынуждены преодолевать бессмысленные препятствия, которые на их пути ставит военкомат. Жизнь призывника нередко усложняют бюрократические проволочки, невежливое отношение к потенциальному солдату и даже нарушения законодательства.
Ближайшей весной корреспондента Go31.ru ждут на очередной медкомиссии в призывном пункте. По этой причине белгородский отдел военного комиссариата по Западному округу отказал ему в праве выезда за границу. Наш журналист выяснял, законно ли поступают военные комиссары, и грозит ли это невыдачей загранпаспорта.
Небольшое одноэтажное здание УФМС за невысоким металлическим забором на улице Островского знают все, кто хоть раз получал загранпаспорт. Узкий коридор, за углом кабинеты для оформления и выдачи документов. Сейчас всё это можно сделать через интернет на портале Госуслуг, но мне было удобно прийти по-старинке.
Сотрудница службы вбила мои данные, сняла отпечатки пальцев, сфотографировала. В следующий раз мы с ней встретились через месяц: я пришёл забрать свой новый документ. И тогда началось.
«Только посылку я вам не отдам, у вас докУментов нет»
Поворошив документы на столе и в компьютере, работница миграционной службы выясняет, что с моим паспортом «возникли некоторые сложности». Она ведёт меня в соседний кабинет, называю фамилию. Словно почтальон Печкин из Простоквашина, её коллега берёт в руки мой новый ярко-бордовый паспорт, но отдавать отказывается.
Оказалось, военкомат не прислал ответа на запрос, могу ли я покидать пределы РФ. Обещая выдать мне паспорт хоть сегодня, девушка просит обратиться в призывной пункт.
— Пятиминутное дело, — говорит она. — Сходи и возвращайся, мы работаем ещё два часа, должен успеть.
Я беру свежераспечатанный запрос, прохожу пару остановок и стучусь в закрытую железную дверь. Оказалось, пятница — не приёмный день. Таким оказался и понедельник.
Во вторник подвальчик военкомата был заполнен людьми, суета, всё начальство на месте. Моё личное дело находят быстро (недавно я сидел здесь в полуголом виде и проходил осмотры врачей). Через пару минут сотрудница приносит нужную и желанную мной бумагу. Но её коллеги почему-то смеются в ответ на мои слёзные благодарности. Почему они засмеялись, я узнал позже.
«Остался ты, друг, без отпуска»
В бланк были вписаны ручкой мои данные, а печатный шрифт гласил следующее: «призывник не имеет отсрочки в связи с неявкой на медицинскую комиссию. Ограничен в праве выезда за пределы РФ».
Ещё не до конца осознав всю ситуацию, я возвращаюсь в военкомат.
Ответ на запрос от военкомата. Фото Игоря Ермоленко
Женщина, выдавшая мне ответ на запрос, держит в руках телефон: «мы запретили призывнику Ермоленко покидать пределы РФ, скорее всего, он не принесёт вам документ».
— Принесу! Что ж вы такое говорите? И почему запрещаете выезжать из страны, я ведь не уклонист! — сгоряча повышаю свой голос.
— На комиссию нужно было приходить, молодой человек! — отвечает она и разворачивается, не став даже слушать, что я был на всех осмотрах.
То же самое я пробую объяснить другому сотруднику, который, по всей видимости, здесь старший по званию. Мужчина в «гражданке» с поставленным голосом и густыми усами слушает меня.
— Ну и что, что был на комиссиях, какая разница? Выпустить мы всё равно тебя не можем, ты призывник.
— Да как вы не понимаете, мне билеты нужно покупать, я в отпуск собираюсь, хочу слетать в Европу. Визу нужно делать сейчас.
— Ты хочешь, чтобы меня в тюрьму посадили из-за тебя? Ты сейчас в свою Европу улетишь, а мне потом искать тебя. Ничем не могу помочь, остался ты, друг, без отпуска.
Позже военный комиссар Белгородской области Валерий Грицай расскажет, что основанием для невыдачи разрешения на выезд являются секретные сведения (их я не знаю), воинская обязанность (меня никто не призывал на службу) и уклонение от призыва (соответствующего решения суда тоже не было).
— Должностные лица военного комиссариата предоставляют необходимые сведения и несут ответственность за их объективность, — говорит Валерий Грицай. — Вместе с тем, своими действиями и решениями они не могут ограничить право выезда гражданину, подлежащему призыву на военную службу.
По его словам, окончательное решение о невыезде принимает только орган по контролю и надзору в сфере миграции.
«Ответы на запросы — проблемы межведомственных отношений»
Замначальника отдела УФМС по Белгородскому району Надежда Муленко раньше возглавляла тот самый отдел на Островского, и, по её словам, военкомат является единственным органом, с которым возникают трудности при подготовке загранпаспортов.
— Со всеми ведомствами мы работаем через электронный документооборот, а с военкоматом приходится по-старинке, через почту. И если в городе военкомат отвечает хоть как-то, то в районах с этим совсем проблематично.
В сети я отыскал множество форумов, где призывники описывают похожую ситуацию. Некоторые из них доходили с жалобами и до прокуратуры.
Пресс-секретарь правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук рассказал Go31.ru, что к ним довольно часто обращаются призывники с похожими проблемами.
— Бояться в действительности нечего, — говорит Передрук. — Никаких справок для получения загранпаспорта брать в отделе военного комиссариата не нужно. Начиная с 2011 года миграционщики обязаны самостоятельно запрашивать в районных отделах военного комиссариата сведения о законных основаниях для ограничения выезда из Российской Федерации данного призывника. Военкомат, в свою очередь, в течение пяти календарных дней сообщает в орган ФМС запрашиваемую информацию. Если сотрудники военкомата затягивают время и не предоставляют сведения — это проблема межведомственных взаимоотношений, и решать её должен не гражданин.
«Военкоматы не отвечают на запросы из вредности»
По словам Надежды Муленко, не отвечать на запросы для военкомата — обычное дело. Однако это само по себе уже не является поводом для невыдачи паспорта гражданину. В таких случаях миграционщики становятся на сторону призывников и выдают им загранпаспорта, а затем отправляют в военкомат соответствующую информацию.
— Обычно мы высылаем один запрос, на который они должны ответить в течение пяти дней. Если ответ не приходит, мы его дублируем. В случае, если военкомат молчит и дальше, мы заинтересованы в том, чтобы законно выдать гражданину его паспорт — и выдаём.
Отдел военного комиссариата по Западному округу. Фото Игоря Ермоленко
В итоге загранпаспорт я получил на следующий день после ответа военкомата. Увидев печать об отсрочке в приписном удостоверении, отдел УФМС встал на мою сторону. Между тем, если у призывников возникают трудности с получением документа, Александр Передрук советует обращаться за помощью в прокуратуру. Правозащитник считает, что военкоматы могут выдавать подобные ответы «просто из вредности», как почтальон Печкин, пока у него велосипеда не было.
— Они наивно полагают, что кто-то уедет заграницу скрываться. Хотя я лично в практике такого не встречал, да и сотрудники военкомата тоже.