«Не всё так плачевно». Белгородский краевед о взятии пивзавода под охрану государства
3 февраля губернатор Белгородской области Евгений Савченко подписал постановление, согласно которому здание пивомедоваренного завода Эсслингера на проспекте Богдана Хмельницкого государство берёт под свою охрану. Прокомментировать это решение мы попросили белгородского краеведа Александра Дель-Санчесса. Корреспондент сайта Go31.ru поговорила с представителем немногочисленного белгородского краеведческого сообщества и задала ему несколько вопросов о будущем этого и других зданий.
— Мы в нашем краеведческом сообществе давно говорили о том, что здание пивзавода пора включать в реестр объектов культурного наследия, поскольку оно обладает всеми его признаками, — сообщил Александр Дель-Санчесс. — Оно ценно и тем, что в Белгороде больше памятников промышленной архитектуры, которым оно является, нет. Из сохранившихся зданий такого рода можно назвать ещё бывшую шерстомойку братьев Соловьёвых конца XIX – начала XX веков, которая находится на территории консервного завода «Конпрок». С этим сооружением вообще сложная история, оно несколько раз перестраивалось. Скорее всего его будут сносить, а территорию отдадут под застройку. Здание в очень плохом состоянии.
Здание пивомедоваренного завода Эсслингера на проспекте Богдана Хмельницкого, фото Марии Литвиновой
— Можно ли пивзавод привести в должный вид? Ведь это здание из красного кирпича изрядно испортили за все эти годы.
— Его просто нужно отреставрировать. Внутри оно неоднократно перестраивалось, но внешний вид и сейчас близок к изначальному. Здание не очень сильно пострадало во время войны.
— Что именно с ним нужно сделать?
— Не всё так плачевно, но его испортили ужасными квадратными окнами. Окон там, насколько мы изучали, никогда не предполагалось. Эти заложенные проёмы – архитектурный изыск. Само здание крепкое, стены толстые, ломать его нет никакого смысла. Если окна уж очень нужны для использования этого здания, то нужно сделать их хотя бы сводчатыми или арочными.
В серой штукатурке некогда красно-кирпичное здание сливается с новостроем и теряется на его фоне, фото Марии Литвиновой
— Как можно использовать памятники промышленной архитектуры? Старый винзавод в Москве, к примеру, превратили в популярное выставочное пространство.
— Шерстомойку можно было бы использовать, как лофтовое жильё — очень модная сейчас тенденция в Европе. Перестроить коробку изнутри, и необязательно это жильё может быть элитным. В европейских городах очень распространено — взять старинную недействующую фабрику в центре города и переделать под жильё с фабричными интерьерами. Что касается пивзавода Эсслингера, его можно было бы использовать под крафтовую пивоварню с ресторанчиком крафтового пива. Это подчёркивало бы традиции преемственности использования этого здания. Тема с живым пивом сейчас популярна, и большой вопрос, почему она там до сих пор не реализована. А там, где это не нужно, крафтовые ресторанчики пихаются.
Дом XIX века дворянки Ребининой на проспекте Славы, 57 и сторожевая башня, фото Марии Литвиновой
— Можно ещё назвать здания в Белгороде, которые обладают признаками объектов культурного наследия, но официально не находятся под охраной государства?
— Один из них – дом XIX века дворянки Ребининой на проспекте Славы, 57, в подвальчике со сводчатыми потолками которого находится овощной магазин, и одноэтажное здание по соседству с ним — единственные оставшиеся элементы старинной застройки в этом районе. Сохранить их нужно однозначно. Раз уж по соседству построили имитацию сторожевой башни, то сносить расположенные рядом настоящие старинные сооружения будет совсем идиотизмом. Вместе они составили бы неплохой культурный комплекс. По этой же улице находится и здание сталинских времён, между домом с кулинарией и деревянной башней, которое стоит сохранить в комплексе с остальными. Тогда у нас наблюдалась бы преемственность эпох.
1-я горбольница не является архитектурным объектом, но строилось по проекту архитектора Бекетова, фото Марии Литвиновой
— То есть, всего три здания стоит включить в реестр объектов культурного наследия?
— Что касается других, то под охрану государства просится бывшая гостиница на перекрёстке Преображенской и Попова. Двухэтажное здание, дореволюционный особняк. На нескольких старых фото можно посмотреть, как он прежде выглядел. 1-я горбольница не является архитектурным объектом, но с ней связана очень интересная история. Оно строилось по проекту архитектора Бекетова, судя по всему. Подтверждающей это документации нет, но больницу строили белгородские инженеры по бекетовскому проекту. Это его почерк. Само здание не является памятником, а территория под ним является, это место расстрела в годы революции. Довольно интересным сооружением является старая водонапорная башня на железнодорожном вокзале. Её история мало изучена.
Обладающее признаками объекта культурного наследия здание сталинской эпохи на проспекте Славы, фото Марии Литвиновой
— Каковы гарантии того, что внесение здания в реестр памятников обеспечит охрану государством? Ведь даже те здания, которые являются официальными архитектурными памятниками, как усадьба мирового судьи Курчанинова, разваливаются и не реставрируются, никем не охраняются, и никто за это не отвечает.
— Будущее здания зависит от воли его собственника. Если сооружение принадлежит государству, оно должно его обслуживать, обеспечивать сохранение облика, восстанавливать. Но всё-таки должна проводиться целенаправленная политика властей в вопросе сохранения исторического наследия.
Во время войны здание пиво-медоваренного завода Эсслингера почти не пострадало, автор фото советский фотокорреспондент Семён Фридлянд