В зале № 2 постоянной экспозиции Белгородского государственного художественного музея откроется выставка графики «Разговор по душам», демонстрирующая избранные произведения из фондового собрания БГХМ,
созданные в период с 1920-х по 2020-е гг.
Выставка обращает внимание зрителей на один из самых притягательных жанров изобразительного искусства - портрет. С первых своих шагов в Древнем мире портрет играл магическую роль: он как будто замещал изображаемого и продлевал его бытие после смерти. Память об этих архаических функциях сопутствовала портрету и тогда, когда он стал одним из жанров живописи и скульптуры Нового времени.
Отличительными чертами интимного портрета, ставшего акцентом экспозиции можно назвать близость взаимоотношений художника и модели, внимание к деталям изображения, принципиальное отсутствие позирования, преувеличение отдельных характерных особенностей натуры.
Выставка раскрывает характер камерного портрета в исполнении художников XX века. В сюжетных композициях, студийных этюдах и автопортретах «Разговора по душам» отсутствует напускное, герои картин дышат естественностью и искренностью. Благодаря неординарному подходу авторов и подчеркнутой обыденности сюжетов, гости погрузятся в таинство частной жизни художников и их близких.
К наиболее ранним произведениям выставки относятся крупноформатные акварельные этюды в исполнении мастера монументального искусства Бориса Чернышева, датированные двадцатыми годами прошлого века. Благодаря своей исчезающе-прозрачной моделировке формы и деликатности цвета его работы окутаны флером мистицизма.
Натурщиками для автора часто выступали члены его семьи и ученики. В экспозиции можно увидеть автопортрет Льва Жегина – иллюстратора первой поэтической книги В. Маяковского «Я», сооснователя объединения художников «Маковец» (1921-1926 гг.).
На выставке представлены акварельные портреты кисти теоретика искусства, издателя футуристического альманаха «Пета», члена групп ОБИС и ОСТ, успешного поэта Федора Платова, созданные в 1930-е гг., в период антиформалистической кампании, после которой художник уже не выставлял станковые работы. Литографии мастера ленинградской школы графики 1960-х гг. Бориса Власова из серии «Эрмитаж» в изящной и стремительной манере воплощают лирические сцены культурного досуга и семейного отдыха.
Подобно мастерам сурового стиля, народный художник РФ Петр Дик очарован идеей отражения сути вневременных явлений. Отсекая все лишнее, автор при помощи пятна и цвета точно передает эмоции своих стилизованных персонажей. Декоративные и экспрессивные портреты «Евдокия» и «Брат и сестра» Елены Натаревич выполнены акрилом. Они воплощают интерес художницы к изучению и интерпретации натуры, отражают ее талант к передаче индивидуальности портретируемых.
Представленные произведения созданы преимущественно в советский период, однако полностью лишены влияния официальной линии искусства. Напротив, они объединены стремлением авторов пронести сквозь время собственные идеи, чувства, ценности и души героев своих работ.
тел: Телефон: 58-96-67, 58-96-54
Наши спецпроекты 3
Разговор по душам

07.02.2025 10:00:00 - 16.07.2025 10:00:00
Белгородский государственный художественный музей - 308000, Белгород, улица Победы, 77
Возрастные ограничения: 12+