Уберечь от эпидемии. Как проходят будни белгородских детских домов во время карантина
Режим повышенной готовности пока никто не отменял. В таких условиях мы живём уже больше двух месяцев, и каждый день сталкиваемся с новыми трудностями. Сегодня в особенно уязвимом положении остаются воспитанники детских домов. Кого-то из белгородских сирот забрали в семьи, кто-то остался жить в учреждении в режиме самоизоляции. О том, как проходят будни детских домов в условиях пандемии, мы попросили рассказать руководителей учреждений.
«Расставались со слезами»
Юлия Чумакова, директор белгородского центра развития и социализации ребёнка «Южный»:
– Мы ещё в марте начали думать, как можем обезопасить детей и сотрудников. Наша инициатива совпала с мнением руководства. 20 апреля первая смена с 13 детьми и четырьмя воспитателями вошла в режим самоизоляции. 14 детей на тот момент были переданы в семьи наших сотрудников. Всех детей, к сожалению, разобрать не удалось: многие ребята из многодетных семей, и коллеги не могли предоставить им соответствующие жилищные условия.
Я была в числе воспитателей первой смены. Мы две недели жили с ребятами, не покидая пределов центра. Для детей и для нас это был совершенно новый, уникальный опыт. Ребята видели, что воспитатель после работы никуда не уходит, переодевается в домашнюю одежду, рассказывает им истории из собственной жизни. Сколько вопросов сразу возникло у ребят. А воспитатели увидели в детях то, что было незаметно в повседневной кропотливой работе. Мы стали намного ближе: совместные игры, досуг и учёба нас очень сплотили.
Я по первому образованию учитель иностранного языка. Организовала совместные уроки английского. Вечером после ужина приносила доску из кабинета, и мы учились читать. Как в обычной семье, в которой вместе собираются дети разных возрастов. Расставались мы со слезами, дети не хотели нас отпускать.
Вторая смена, отработав с детьми, осталась ещё на две недели. Они и сейчас живут в центре. Воспитатели играют с ребятами в пионербол, другие командные игры. А ещё психолог придумал для наших подопечных новое направление творчества – дети рисуют сказки и делают из них с помощью гаджетов мультфильмы.
«В этой ситуации выигрывают дети»
Альбина Балабанова, директор прохоровского центра развития и социализации для девочек:
– У нас живут 14 девочек, всех их разобрали по домам наши сотрудники. Это было единогласное решение всего нашего коллектива. Мы хотели уберечь детей от эпидемии и дать им опыт жизни дома. И до сих пор мы живём в таком режиме. В связи с окончанием учебного года шестеро девочек переданы в семьи родственников. В такой ситуации, конечно, выигрывают дети, потому что у них есть возможность побыть в семье, увидеть, как проходят их будни и праздники.
Так как девочки привыкли к рукоделию и скучали без своих любимых занятий, мы попросили привезти алмазную мозаику, наборы рисования картин по номерам. Это и успокаивает детей, и даёт возможность что-то сделать своими руками. Наши работники в основном живут в сельской местности, есть свой дом и двор, много свободного места для игр. Поэтому дети много времени проводят на свежем воздухе, играют, помогают по хозяйству.
«Играли в войнушку в камуфлированных масках»
Ирина Агафонова, директор прохоровского православного центра социализации для мальчиков:
– Сейчас, когда мы сидим на карантине, мы живём вместе с ребятами. Это дети с 1 по 9 классы, восемнадцать человек. Я помню изумление детей, когда они увидели меня вечером в домашних тапках с помпоном. Для них я – директор, которая всегда строго одета. А тут тапочки. Ребята смотрели на меня, как на инопланетянку. Сначала это удивляло, а потом я вспомнила, что, когда училась в школе, считала учителей неземными существами, которые не едят, не спят и не имеют обычных слабостей.
В первое утро карантина я по привычке отправилась на пробежку по двору. Смотрю: к стеклу прижались детские лица, машут мне руками и кричат: Ирина Николаевна, мы с вами! Так мы вместе стали выходить на пробежку и делали два круга вокруг площадки. Так что мы в карантине не скучаем. Наоборот, жизнь стала даже насыщенней.
При этом ребята успевают на огороде: уже высадили рассаду, пропололи клубнику, убрали территорию. У нас регулярно проходят футбольные матчи и весёлые старты. Ещё одно увлечение наших ребят в период карантина – видеоролики. Они сами снимают, монтируют, с юмором, очень талантливо получается. У нас есть видео, как на 9 мая дети надели камуфляж и прошли с песней по двору – изоляция есть изоляция, но и праздники никто не отменял. Мы вместе готовим вареники, печём торты, отмечаем дни рождения – всё как в обычных семьях.
Был период, когда наши дети все, начиная от семилетних и заканчивая семнадцатилетними, начали играть в войну. Возможно, к такому занятию их подвигли медицинские маски, которые мы выдали ребятам – они были камуфлированными. Весь наш детский дом охватила войнушка. Кто с пистолетами во дворе, кто с палками, одни организовывают осаду, другие идут на штурм, третьи спрыгивают с вишни, четвёртые – прячутся за ствол черешни.
Комментарий
Как дети переживают новые обстоятельства своей жизни? Об этом мы попросили рассказать клинического психолога Центра здоровья белгородского областного центра медицинской профилактики Руслану Тодорову.
«По сравнению со взрослым ребёнок – существо гораздо более пластичное в плане приспособляемости, потому что комплексов и ригидных установок у него накопилось значительно меньше. Ему проще войти в новую жизнь. У детей доминируют другие базовые потребности. Это потребность в аффилияции, социальной близости, внимании. Если эти желания реализуются в его временной семье, то ребёнок легче переживет стресс, который неминуемо возникает со сменой образа жизни. Если к ребёнку относятся в приёмной семье как в обязаловке, ненужной нагрузке, то он начинает испытывать стресс, не понимая, в чём он виноват перед взрослыми.
Если говорить о нынешнем положении в детских домах, то тут ситуация двоякая. Дети, которые остались в учреждении, естественно, завидуют тем, кто попал в семьи и хотя бы в течение этих двух месяцев испытывает ощущения жизни с родителями. Эти дети получат свой бонус, но они же и получат стресс, когда будут возвращаться обратно в детдом. То есть они всё равно за это заплатят. Необязательно, что эти дети будут вспоминать жизнь в семье как нечто прекрасное, вполне возможно, что они почувствуют себя обиженными. Да, они знают, что их брали домой временно, но в душе каждый верит, что вдруг произойдёт чудо, и он останется в семье навсегда, взрослые увидят, какой он хороший, добрый, замечательный, и не смогут с ним расстаться. Отсутствие семьи, любящих родителей – это величайшая трагедия в жизни ребёнка».
Анастасия Самойлова